Это надо видеть
Экспозиции, этапные и эпатажные
Русский музей, до 24 июля
Монографическая выставка к 175-летию Василия Верещагина собрала полторы сотни его работ. Один из немногих русских живописцев XIX века, известный и ценимый за пределами России, прославился неглянцевым изображением жестокостей войны и фотографически достоверными этнографическими зарисовками.
Верещагин, страстный путешественник, бывал в Туркестане, Японии, Индии, Китае, Монголии и Семиречье и отовсюду привозил яркие и точные полотна. "Шинтоисский храм в Никко", "Прогулка в лодке", знаменитое полотно "У дверей мечети" — из их числа. Последнее — из туркестанской серии, посвященной жизни народов Средней Азии. В Балканской серии кавалер Георгиевского креста IV степени Верещагин рассказывает о трагическом штурме Плевны. Терзающие трупы хищники, служащий панихиду над павшими священник, усеянное крестами поле битвы — во всем этом нет и толики героического, зато задолго до кино и фотодокументалистики зрителю явлена неподдельная правда войны.
"Одни распространяют идеи мира своим увлекательным могучим словом, другие выставляют в защиту ее разные аргументы, религиозные, экономические и другие, а я проповедую то же посредством красок",— писал Верещагин о своей живописи. Не боявшийся опасности, он погиб в 1904 году при взрыве броненосца "Петропавловск" на японской мине на рейде Порт-Артура.
При жизни Верещагин предпочитал показывать свои работы, как бы мы сейчас сказали, в мультимедийном формате, выставляя картины с заморскими артефактами и тропическими растениями, под звуки фисгармонии. Документальные материалы из архива Русского музея и предметы быта из собрания Российского этнографического музея, связанные с жизнью Верещагина, в залах корпуса Бенуа в какой-то мере вторят привычке художника.
Мраморный дворец, до 30 июня
Выставка "Структуры" стремится доказать актуальность искусства "чистой" формы. Собранные здесь произведения российских художников с 1960-х годов обращены к понятию структуры, упорядоченности, связи и ритма и разворачивают масштабную "дискуссию о формализме". Объекты Кирилла Александрова, Александра Кожина, Олега и Ольги Татаринцевых, Виталия Пушницкого, Виктора Вотского и других художников из музеев и частных коллекций говорят со зрителем об умении не только смотреть, но и видеть, о навыке проникать внутрь объекта искусства, сколь бы формальным он ни казался. Сетки, решетки, кристаллы, цепочки, спирали, бесконечно повторяющиеся модули небоскребов и лестниц призывают задуматься о форме бытования искусства в чистом виде. Устойчивые пластические мотивы вдруг обнаруживаются в рутинном окружении, выводя реальность на новый уровень восприятия.
Музей Фаберже, до 2 июля
Вермеер, Микеланджело, Челлини — отзвуки классического искусства в живописи и графике Сальвадора Дали стали главным мотивом выставки "Сюрреалист и классик", организованной в партнерстве с фондом "Гала — Сальвадор Дали". Кураторы признаются, что хотели показать Дали в принципиально ином ключе — слабым, больным, но не утратившим желания творить.
Поздние работы Дали — это в основном графика. Живописи в выставочных залах немного, но вся она высочайшего качества. Например, "Пейзаж с загадочными мотивами", приобретенный фондом за $11 млн. В этом оммаже "Искусству живописи" Вермеера Дали изображает и своего кумира, и себя самого в юном возрасте, гуляющим в сопровождении няни.
Впервые в России полностью выставляются графические циклы иллюстраций к автобиографии скульптора и ювелира эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини и к "Божественной комедии" Данте.
В Музее Фаберже явно надеются повторить прошлогодний успех выставки Фриды Кало. Отсутствие в экспозиции коммерческой тиражной пластики Дали — того залог.
Музей современного искусства Эрарта, до 30 июля
Выставка об истории дизайна нижнего белья "Под одеждой" из лондонского Музея Виктории и Альберта под интригующим грифом "18+" собрала более двух сотен роскошных предметов мужского и женского гардероба. От сшитого, понятно, вручную корсета англичанки, жившей в XVIII веке, до украшенного стразами корсета бурлеск-дивы Диты фон Тиз работы Mr. Pearl, от шерстяной нижней рубашки начала ХХ века из гардероба Бернарда Шоу до формирующих многозначительный рельеф мужских трусов конца того же столетия, от вышитых шелковых чулок королевы Анны, супруги Эдуарда VII, до пеньюара Беренис Марло из фильма "007: Координаты "Скайфолл"" — у экспозиции есть козыри для дискуссии не только о роли белья в формировании женских и мужских образов, но и шире — об отношениях полов, сексе и морали.
Музей уличного искусства
Занимающий часть действующего завода слоистых пластиков на окраине города, музей открыл сезон выставкой "Праздник к вам приходит". Магистральной темой в год столетия Октября стало осмысление революции как исторического и культурного феномена. Фасад Зимнего дворца в натуральную величину, памятник Ленину и дымящийся инопланетный корабль, на котором вождь пролетарской революции прибыл вместе с Троцким и другими товарищами из космоса прямо на шоссе Революции,— лишь часть экспозиции, в создании муралей и объектов которой приняли участие полсотни художников из дюжины стран.
Директор музея и куратор выставки Андрей Зайцев подчеркивает: визуальное пространство России до сих пор полно символами советской эпохи, но эти символы уже пусты. Оставшиеся пустоты каждое поколение наполняет собственным смыслом. Сложенный из обломков автомобилей "Снежный барс" португальца Bordallo II, ироничный современный агитфарфор и идеальный для селфи фон фрески итальянцев Sten & Lex разряжают атмосферу революционных исканий.
Эрмитаж, до 23 июля
214 пар обуви и 30 рисунков представляют ретроспективу "Маноло Бланик. Обувь как искусство". Широким массам известный по сериалу "Секс в большом городе", дизайнер начал карьеру с легкой руки легендарного редактора американского Vogue Дианы Вриланд. Производя утилитарный, по сути, предмет, Бланик же 45 лет привносит в него не только свое отношение к красоте, элегантности, но и представление об эстетическом идеале. Работы Бланика вступают в диалог с искусством: вдохновением для него служат собрания музеев мира, произведения архитектуры, а также знаменитые и талантливые люди. Выставка разделена на шесть тематических секций: "Природа", "Гала", "Искусство и архитектура", "Сердце", "География", "Материалы". Модели из раздела "Сердце" посвящены важным для дизайнера личностям — Анне Пьяджи, Рианне, Сесилу Битону, Брижит Бардо, Александру Македонскому. В "Гала" можно увидеть туфли, которые носила во время съемок фильма "Мария-Антуанетта" Кирстен Данст. В "Географии" собрана обувь, на создание которой дизайнера вдохновили путешествия по Англии, Италии, Японии, Африке, Испании и любовь к русской императрице Екатерине II.
Эскизы Бланика — отдельный жанр. Он рисует их как "идеальный портрет обуви", после того как туфли закончены, акварелью и карандашом. Работы несколько раз издавались в виде книг. К эрмитажной выставке, продолжающей начатую несколько лет назад серию экспозиций об истории моды и костюма, выпущен каталог, научно объясняющий страсть женщин к обуви на высоком каблуке.
Галерея "Свиное рыло", по 4 июня
Коллективная выставка The Best арт-ассоциации "Колдовские художники" (сокращенно именующей себя "КОЛХУи") — гимн художественной панк-оппозиции, процветающей в Санкт-Петербурге. В залах напротив Цирка на Фонтанке собраны работы мастеров, целенаправленно идиотизирующих драматизм. Искусствоведы придумали для работ "Колдовских художников" термин "мультреализм", а сами они описывают свое творчество как "честное искусство", которому содержание важнее формы произведения. Иронически реагируя на политико-бытовые темы, "КОЛХУи" стремятся "расколдовать" зрителя, заставить сломать привычный взгляд на окружающую действительность и самого себя, увидеть мир лишенным шелухи иллюзий.