Довертелись

Деятельность «Аэросоюза» в Башкирии приостановили до получения им документов

Бирский межрайонный суд удовлетворил иск Уфимской транспортной прокуратуры, приостановив деятельность единственной в Уфе компании, организующей полеты на вертолетах — некоммерческого партнерства «Содействие развитию вертолетной авиации «Первый вертолетный клуб Аэросоюз». По данным надзорного ведомства, компания осуществляла воздушные перевозки граждан, не имея лицензии и свидетельства эксплуатанта. В клубе настаивают, что выполняют лишь экскурсионные полеты, на которые не требуется лицензирования, и намерены обжаловать решение суда в апелляции. Эксперты сходятся во мнении, что подобного рода споры возникают из-за пробелов в законодательстве.

Клубу «Аэросоюз» не удалось доказать свое право на полеты

Фото: Дмитрий Колпаков, Коммерсантъ

В минувший вторник Бирский межрайонный суд по иску Уфимской транспортной прокуратуры признал незаконной и приостановил деятельность некоммерческого партнерства «Содействие развитию вертолетной авиации «Первый вертолетный клуб Аэросоюз». Как сообщила „Ъ“ помощник уфимского транспортного прокурора Екатерина Байбурина, клуб осуществляет коммерческие воздушные перевозки без соответствующей лицензии и свидетельства эксплуатанта. «Для того чтобы покататься на вертолете, клиент писал символическое заявление о вступлении в члены клуба и вносил плату за полет. После полета он теоретически оставался членом клуба, но фактически никакого участия в его деятельности не принимал. Таким образом, организация под видом организации досуга членов клуба осуществляла коммерческие перевозки без необходимых документов», — пояснила Екатерина Байбурина. Нарушение правил выявила прокурорская проверка, проведенная в конце прошлого года после того, как в ноябре частный вертолет рухнул на крышу дома в Сочи, добавила она. В результате происшествия один человек погиб, еще четверо получили ранения. «Мы не ставим задачу закрыть организацию, мы лишь хотим, чтобы она работала в соответствии с законом в целях безопасности. Ведь после получения лицензии и свидетельства их будет плотно контролировать Росавиация», — заметила помощник транспортного прокурора.

• «Первый вертолетный клуб Аэросоюз» зарегистрирован в Бирске в июне 2013 года. На сайте организации говорится, что она осуществляет полеты по индивидуальным маршрутам, в том числе на охоту или рыбалку. Конкурентов у клуба в Уфе нет. Авиакомпания «Лайт Эйр», имеющая парк вертолетов, не работает на рынке частных полетов, оказывая услуги промышленной авиации. Кроме того «Аэросоюз» выполняет работы по техническому обслуживанию вертолетов, реализует запасные части и обучает пилотов-любителей. Один час полета оценивается в 32 тыс. руб. По данным Kartoteka.ru, по итогам 2015 года выручка и чистая прибыль клуба были нулевыми. Учредителями организации являются Александр Климчук и Роман Серый.

Представитель клуба Вадим Шематонов заявил „Ъ“, что организация подаст апелляционную жалобу на решение межрайонного суда. «Мы с ним не согласны. На нашу деятельность не нужны ни лицензия, ни свидетельство эксплуатанта, так как мы не занимаемся пассажирскими перевозками. В уставе у нас указана сфера деятельности — развитие малой авиации. Мы осуществляем обзорные, экскурсионные полеты, а не регулярные перевозки по маршрутам», — заявил господин Шематонов. До трагедии в Сочи претензий к ним со стороны надзорных органов не было, добавил собеседник.

Руководитель республиканского отделения межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов Сергей Минигулов считает, что «Аэросоюз» ничего не нарушил. «Органы правосудия по-своему трактуют термин «коммерческой перевозки» и «выполнение норм безопасности полетов», поскольку законодателем требования чётко не определены. Авиации общего назначения не запрещено заниматься ознакомительными полетами. Коммерческие перевозки — когда пассажира доставляют из точки А в точку Б, а ознакомительный полет — когда места взлета и посадки совпадают. Платные ознакомительные или экскурсионные полеты, согласно Воздушному кодексу, частные пилоты могут осуществлять без лицензии и свидетельства эксплуатанта», — полагает собеседник.

Авиационный эксперт Андрей Крамаренко отмечает, что это не первый подобный спор. «Минтранс считает, что любое лицо, осуществляющее воздушные перевозки пассажиров по маршруту или нет обязано лицензироваться и получить свидетельство эксплуатанта. Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов считает иначе. Из-за пробелов в воздушном законодательстве этот спор между сторонами длится уже долгое время. Ситуацию осложняет как таковое отсутствие судебной практики по этому поводу»,— отметил эксперт.

Булат Баширов

Вся лента