Philip Morris разогреет производство в Ленобласти
Компания вложит 2,5 млрд рублей в модернизацию своего завода в Горелово
На фоне продолжающегося падения табачного рынка в России Philip Morris International до конца 2018 года вложит 2,5 млрд рублей в свою производственную площадку в промзоне Горелово. Инвестиции позволят начать производство табачных стиков — наполнителей для электронного устройства iQOS, альтернативного продукта, работающего по технологии heat-not-burn. Компания планирует продавать стики не только в России, но и в близлежащих странах. Эксперты называют объемы продаж нового продукта невысокими, но полагают, что их динамика соответствует ожиданиям производителя.
Международный табачный гигант Philip Morris International (PMI) в условиях сужающегося табачного рынка в России инвестирует в развитие альтернативных отраслевых электронных продуктов. Как стало известно "Ъ", в ходе Петербургского международного экономического форума компания подпишет с правительством Ленобласти соглашение, в рамках которого вложит в модернизацию своего завода "Филип Моррис Ижора" в технопарке Горелово 2,494 млрд рублей.
Как рассказали в PMI, компания будет вкладывать средства в течение 2017-2018 годов. За это время завод дооснастят новым производственным, лабораторным и инженерным оборудованием. По окончании перевооружения завод сможет производить стики для электронного устройства iQOS, который компания запустила на мировой рынок в 2014 году. Электронное устройство нагревает стик, содержащий табак, до определенной температуры, которую поддерживает в процессе приема потребителем. В PMI говорят об iQOS как о способе приема табака, наносящем меньший вред здоровью, и активно продвигают новый продукт.
Как рассказали в PMI, локализация производства стиков будет способствовать "развитию экспортного потенциала страны", но не раскрыли, в какие страны планируют поставлять продукт после переоборудования фабрики. Как говорят собеседники "Ъ" на рынке, по всей вероятности, экспорт стиков будет дублировать экспорт сигарет, которые производит завод в Ленинградской области. Предприятие поставляет продукцию в Армению, Грузию, Казахстан, Молдову и на Украину. Но основную ставку инвестор делает на российский рынок в силу его масштаба.
Сегодня одно устройство iQOS стоит от 5 до 7 тыс. рублей в зависимости от акций, проводимых производителем. Пачка табачных стиков продается по 150 рублей, что соответствует цене пачки традиционных сигарет.
По данным "СПАРК-Интерфакс" (www.spark-interfax.ru), ЗАО "Филип Моррис Ижора" в 2015 году получило 30,5 млрд рублей прибыли при обороте 88,6 млрд рублей. Это максимальная прибыль компании, начиная с 2011 года, данных за 2016 год пока нет в открытом доступе. Петербургская табачная фабрика "Петро" компании Japan Tobacco International, конкурента PMI, в 2015 году получила 10,7 млрд рублей прибыли при выручке 47 млрд рублей. Третий табачный завод в Петербурге — ЗАО "БАТ-СПб" (принадлежит международной табачной корпорации British American Tobacco) — в 2015 году получил 5 млрд рублей прибыли при выручке 48,8 млрд рублей.
В разработку альтернативных продуктов Philip Morris вложил $3 млрд, на эти деньги в Швейцарии создан центр исследований и разработок, в котором работают около 400 ученых.
Можно предположить, что вложения PMI не станут последним шагом табачных компаний по продвижению электронных продуктов приема табака в России. Так, в мае генеральный директор "JTI Россия" Дин Гилфиллан сказал в интервью "Ъ" (см. "Ъ" от 15.05.2017), что табачная компания планирует продвигать свою линейку продуктов на рынке, если увидит потенциал этого сегмента, который пока в России относительно невелик.
Директор Северо-Западного филиала "БКС Премьер" Вадим Исаков считает внедрение iQOS своевременным сразу по нескольким причинам. "Во-первых, за последние годы мы увидели существенное ужесточение законодательства в отношении табачной продукции: ее прием запретили в ресторанах и других публичных заведениях. Во-вторых, мы увидели существенный рост интереса со стороны населения к вейпингу, который стал для многих альтернативой. iQOS дал Philip Morris возможность диверсифицировать свою продуктовую линейку и минимизировать ущерб от ужесточений на российском рынке", — считает эксперт.
Впрочем, назвать устройство популярным, по мнению господина Исакова, сегодня нельзя. Продажи в 2016 году в "БКС Премьер" оценивают в несколько сотен тысяч приборов. "Но факт модернизации завода говорит о том, что динамика роста продаж вполне соответствует бизнес-плану компании", — добавил Вадим Исаков.