МС-21 пошел на взлет
Новейший российский гражданский самолет совершил первый тестовый полет
Сегодня в Иркутске в закрытом режиме состоялся первый полет нового среднемагистрального самолета МС-21 корпорации «Иркут». Это вторая российская разработка после Sukhoi SuperJet 100, очень ожидаемая российскими авиакомпаниями. Изначально первый полет намечался на декабрь 2016 года, затем — на первый квартал 2017 года, но из-за дополнительного тестирования всех систем самолета полет пришлось перенести.
Ближнесреднемагистральный самолет МС-21 совершил первый полет в Иркутске, сообщил ТАСС со ссылкой на источник на Иркутском авиационном заводе (корпорация «Иркут»). «Полет прошел нормально, как планировалось»,— сказал собеседник агентства. От дальнейших комментариев на предприятии воздержались. Очевидцы события выложили несколько видео на YouTube. На одном из них видно, как самолет пролетает над собравшимися. Зрители сопроводили полет аплодисментами. Позднее президент России Владимир Путин поздравил коллектив корпорации и вице-премьера Дмитрия Рогозина с первым успешным полетом.
МС-21 — первый ближнесреднемагистральный самолет, который будет производиться в России. В новой истории России с нуля произвели пока только один гражданский самолет — региональный Sukhoi Super Jet 100 (первый полет осуществлен в 2008 году, эксплуатируется с 2011 года). МС-21 от него отличается увеличенной дальностью полета (максимально 4578 км против 6400 км) и большим количеством посадочных мест (в SSJ 100 максимально может поместиться 108 пассажирских кресел, в МС-21 — до 211 кресел).
Полет прошел в закрытом режиме, без участия высокопоставленных лиц. По словам источника “Ъ”, близкого к Кремлю, Владимир Путин дал предварительное согласие присутствовать на одном из демонстрационных полетов МС-21, но произойдет это после нескольких подъемов машины в воздух. График президента сверстан очень плотно, и у него вряд ли будет возможность остаться в Иркутске, если случится какой-то технический сбой при подготовке первого полета, говорит собеседник “Ъ”. Эту информацию подтверждает и топ-менеджер предприятия авиапрома: «Не хотелось бы, чтобы повторилась история с первым пуском ракеты с Восточного». Тогда, напомним, из-за технических неполадок «Роскосмос» был вынужден отложить пуск на сутки. Ракета в итоге улетела, однако вице-премьеру Дмитрию Рогозину и главе «Роскосмоса» Игорю Комарову был объявлен выговор, а гендиректора НПО автоматики Леонида Шалимова предупредили о неполном служебном соответствии. После начавшегося разбора полетов он написал заявление об увольнении.
Первый полет самолета МС-21 намечался на декабрь 2016 года, позже дату перенесли на апрель, затем — на конец мая. До первого публичного полета самолет должен пройти летные испытания, дату их начала в «Иркуте» пока не называют.
На данный момент портфель заказов на МС-21 составляет 285 самолетов, из них на 185 машин заключены твердые (проавансированные) контракты. Первым заказчиком самолета стал «Аэрофлот», планируется, что в парке авиакомпании будет эксплуатироваться 50 МС-21. Профинансирует поставку лизинговая компания «Авиакапитал-сервис». В апреле гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявлял, что поставки первых трех самолетов ожидаются в 2019 году.
Почему сертификация авиатехники зависла между ведомствами
Как выяснил “Ъ” 11 мая, Минтранс начал разработку новых авиационных правил, регламентирующих сертификацию авиатехники, ее производителей и разработчиков. Утвердить их могут летом. Хотя РФ еще в конце 2015 года передала функции сертификации от Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Росавиации, старые правила, закрепившие сертификацию за МАК, действуют до сих пор. Это, по словам источников “Ъ”, вносит правовую неопределенность и может вызвать сложности с сертификацией двигателя ПД-14 для самолета МС-21, в том числе потребовать его повторной валидации европейскими авиавластями. Читайте подробнее
Как авиарегистр РФ получил заявку на сертификацию МС-21
Росавиация и подконтрольный ей Авиарегистр РФ в августе 2016 года начали по заявке корпорации «Иркут» процесс сертификации нового пассажирского самолета МС-21, а также договорились с китайскими авиационными властями о продолжении валидации экспортных сертификатов на SSJ 100. Ранее этой работой занимался Авиарегистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК), но в ноябре 2015 года Дмитрий Медведев передал эти функции российским ведомствам. Читайте подробнее