Транспорт будущего

Автопром

Автопилоты, электрокары и облачные технологии — это то, что нас ждет в автоиндустрии. В то время как на российском рынке о радикальных инновациях говорят в будущем времени, на Западе это будущее уже наступило.

Одной из тенденций в ближайшие годы станет повышение энергоэффективности автомобиля

Фото: Илья Зиновьев, Коммерсантъ

Кристина Наумова

В последние годы в России уделяли много внимания депрессивной ситуации в отечественной автомобильной отрасли. На фоне периодически простаивающих заводов, покидающих Россию дилеров и падающих продаж вопрос об инновациях и высоких технологиях был для внутреннего рынка неактуален. Ключевым оставался вопрос, как удержать рынок на плаву. Между тем мировая автоиндустрия уже давно шагнула в будущее.

Заоблачные технологии

"Очень скоро буквально вся информация о моем автомобиле будем жить в одном мобильном приложении. Дилер будет узнавать о том, что происходит с машиной раньше, чем сам владелец. Его задачей будет максимально быстро помочь клиенту с любой обнаружившейся неполадкой. Некоторые неполадки дилер будет вполне в состоянии решить удаленно, то есть без визита в дилерский центр", — рассказывает генеральный директор группы "Аларм-Моторс" Роман Слуцкий.

Глобальные производители уже давно обратили внимание на необходимость обеспечения максимального контакта клиента с автомобилем, говорит генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин. Одним из первых подобными разработками стал заниматься Ford. В частности, концерн инвестировал более $180 млн в компанию Pivotal, работающую в области облачных технологий. "Партнеры разрабатывают такие решения, которые полностью исключат водителя из управления автомобилем. Например, водитель покупает хлеб в конкретной булочной. Машина на момент необходимости совершить визит в булочную уже будет знать, есть там этот хлеб или нет. Если нет, то она предложит хозяину найти другое место. Автомобиль в этом случае становится частью цифрового жизненного цикла его владельца и одновременно находится во взаимосвязи со многими другими системами", — рассказывает господин Чаплыгин.

На мировом рынке ситуация такова, что уже сегодня большинство автомобилей оснащено функциями сonnectedcar (возможность синхронизации работы автомобиля с цифровыми устройствами). Заместитель председателя правления ГК "Автоспеццентр" Александр Зиновьев приводит цифры: к 2021 году объем мирового рынка таких авто превысит 122 млрд рублей, то есть вырастет более чем в три раза. При этом 83% всего объема составят системы обеспечения безопасности, автономного вождения и информационно-развлекательных услуг. К 2020 году количество подключенных автомобилей может вырасти с 25 до 70 млн единиц.

Интеграция мобильных телефонов и приложений — эта та ниша, в которой могли бы проявить себя российские разработчики, полагает генеральный директор исследовательской компании MAR Consult Дмитрий Шиманов. Такие премиум-марки, как BMW и Volvo, уже предлагают клиентам мобильные приложения, через которые можно управлять широким перечнем функций. К ним относятся мониторинг состояния автомобиля, данных бортового компьютера, сервисных интервалов, а также запуск двигателя и активная парковка.

"Россияне уже активно работают на рынке мобильных приложений, и их продукты нацелены в основном на западный рынок, так как он является наиболее емким и платежеспособным", — говорит господин Шиманов.

Эксперт направления "Оценка и финансовый консалтинг" группы компаний SRG Марина Золотарева полагает, что для разработки и внедрения радикальных инноваций отечественному производителю необходимо завоевание сегментов более высоких классов. В среднесрочной перспективе выход в премиум-сегмент отечественных производителей, по ее мнению, маловероятен. Однако ускорить процесс выхода на рынки более высокого класса может позволить развитие сотрудничества отечественных производителей  с лидерами мирового автопрома.

Консерваторы и революционеры

Российский потребитель, разумеется, тоже хочет иметь доступ ко всем мировым инновациям, говорит господин Чаплыгин. "Инновации приходят в нашу страну, но пока это связано лишь с клиентскими сервисами, — продолжает Михаил Чаплыгин. — Например, популярный в России на протяжении последнего года Jaguar F-Pace позволяет водителю в любой критической ситуации быть на оперативной связи с клиентским центром компании".

Автомобильные бренды развивают направление коммуникации с клиентом. Сегодня компании используют не только телефон, но и онлайн-форму на вебсайте или чат, e-mail, факс, сlick-to-call, социальные сети и мессенджеры, говорит директор по развитию бизнеса Teleperformance Russia Group Елена Жабинская. Однако, несмотря на широкий выбор и высокие показатели диджитализации клиентского сервиса, потребители по-прежнему чаще всего выбирают голос. И это вполне объяснимо: в случае экстренной ситуации потребитель вряд ли будет ждать ответ в социальных сетях или чате, говорит собеседник издания.

Иными словами, в России о радикальных инновациях еще речи нет. Вопрос в том, насколько российский рынок готов к технологиям будущего. Обновленные версии автомобилей, поступившие на российский рынок в 2016-2017 годах, уже сильно отличаются от своих предшественников. Это автомобили нового поколения, более технологичные, оснащенные набором определенных опций, которых не имели их предшественники, рассказывает Александр Зиновьев. Но технологический прогресс интересует не всех клиентов. Во-первых, не всем это по карману. Во-вторых, есть автомобилисты, которым трудно даются перемены. "Не всем необходимы технологии, которые присутствуют в обновленных версиях авто. Не все готовы платить за оснащение более высокую цену, кто-то просто хочет ездить на проверенном, качественном, отвечающем современным стандартам автомобиле, без каких-либо излишеств. Не все поколения автовладельцев освоили технологический прогресс", — вынужден констатировать господин Зиновьев.

Потребитель в премиум-сегменте наиболее чувствителен к обновлению модельного ряда, он хочет покупать новые технологичные модели и гонится за новинками. "Например, если ожидается выход на рынок обновленной модели Audi Q5, спрос на текущую версию снизится, потому что все будут ждать новинку. Мы ожидаем рост продаж в премиум-сегменте во второй половине года за счет выхода новых моделей", — говорит Александр Зиновьев.

Превращение водителя в пассажира

Одним из важнейших направлений для мировых разработчиков в автомобильной отрасли является создание и тестирование беспилотников. Практически все мировые автоконцерны — Ford, General Motors, Audi, BMW, Nissan — занимаются созданием подобной техники, обещая, что она будет безопасной для их владельцев и пассажиров. "С одной стороны, это действительно может быть так, ведь автоматика не устает и не принимает алкоголь за рулем, — рассуждает независимый эксперт в сфере промышленности Леонид Хазанов. — С другой стороны, малейший сбой может привести к отклонению машины от курса или даже к серьезной аварии. И потом далеко не всякий человек согласится сесть в машину, которая управляется автоматически. Впрочем, и на первые автомобили смотрели с опаской. Так что у автопилотов в автомобилях есть будущее. В течение ближайших трех-пяти лет ставка будет сделана на развлекательные сервисы для будущих пользователей беспилотников", — полагает исполнительный директор транспортной компании Traft Артур Мурадян. Этот рынок, по его словам, колоссален. Эксперты прогнозируют динамичный рост рынка мобильных приложений для автолюбителей в сегменте infotainment в течение ближайших 5-10 лет. По данным консалтеров из PWC, уже к 2021 году этот сегмент станет третьим по своему потенциалу, после обеспечения безопасности и поддержки автономного вождения, с оценочным объемом €13,4 млрд. Эксперты McKinsey полагают, что при превращении водителя в пассажира можно сэкономить до 50 минут свободного времени в день. В свою очередь, в правительстве Москвы отмечают, что житель столицы в среднем тратит на дорогу до работы 56 минут. Это 112 минут в день, учитывая путь туда и обратно, то есть почти два часа, которые могут быть проведены с пользой. "Именно это время производители частично беспилотных автомобилей и планируют использовать в качестве новой бизнес-модели в условиях отказа людей от личного транспорта", — говорит господин Мурадян.

Артур Мурадян полагает, что беспилотники будут выгодны в первую очередь крупным компаниям. Они смогут получить реальную экономию за счет масштаба. "Так, в нашей компании инициатива с переходом на беспилотники связана с доказанной эффективностью бизнес-модели. Мы планируем экономить на расходе топлива (до 10% на бак), на ФОТ, на снижении износа деталей фуры. Одна только коробка передач на фуру уровня Volvo стоит 1,5 млн рублей. Долговечность при этом можно будет продлить при более плавном разгоне и торможении, которые и обеспечивает беспилотник. Все это мелочь в единичном масштабе, но при внедрении в автопарк от 50 и более фур эти цифры уже приобретают интересные очертания в части экономии", — поясняет господин Мурадян.

Электрокары и гибриды

Леонид Хазанов полагает, что одной из тенденций в ближайшие годы станет повышение энергоэффективности автомобиля. Это будет актуально на фоне колебания стоимости бензина и ужесточения экологических требований. И вот здесь широкое поле деятельности для инженерной мысли. "Например, при торможении автомобиля выделяется определенное количество тепловой энергии, которое можно использовать путем ее трансформации в электрическую, направив ее затем на подзарядку аккумулятора. Возможно также создание гибридных автомобилей, имеющих и бензиновый двигатель, и электрический, плюс солнечные батареи на крыше и капоте. Подобная машина может потреблять меньше бензина за счет аккумуляции солнечной энергии и ее преобразования в электрическую. Конечно, стоить она будет немало", — рассуждает господин Хазанов.

Артур Мурадян уверен, что в перспективе электрокары и гибриды получат большое развитие. По его словам, сейчас этот рынок тормозит только развитие вспомогательной инфраструктуры в виде станций подзарядок. Автомобили с двигателем внутреннего сгорания уже не будут производиться в Швеции к 2025 году, в Германии — к 2035 году.

Но конкретно на российском рынке серьезных перемен в этой сфере ожидать не стоит, полагает Александр Зиновьев. Вместе с тем, по его словам, современные отечественные научно-исследовательские и конструкторские разработки дают надежду на создание и дальнейшую эксплуатацию недорогого отечественного электромобиля. Эксперт не исключает, что продукт можно будет сравнить по качеству с лучшими зарубежными образцами, и при этом он будет собран из комплектующих, выпускаемых на территории страны. "Потенциал для развития электротранспорта есть, но то, как он будет реализовываться, зависит от размеров инвестиций в инфраструктуру и вовлеченности государства в развитие отрасли. Автомобили на электрической тяге смогут занять определенную долю рынка при ряде условий. На территории страны будет реализовано производство легкового и общественного электротранспорта, батарей, оборудования для зарядных станций, а также будут введены льготы для физических и юридических лиц, которые используют электрокары и производят их, субсидии на покупку авто, скидки на электроэнергию, льготы на техобслуживание", — рассуждает эксперт.

Объединить силы

Российскому автопрому не помешал бы консорциум, призванный внедрять перспективные разработки и стать связующим звеном между наукой и производством, полагает господин Хазанов. "Не секрет, сколько интересных идей и решений не было внедрено в промышленность, и не только в автомобильную. Но принципиально важно, чтобы в состав консорциума входили и отечественные автомобильные предприятия, и научные и инжиниринговые компании, поскольку только так можно добиться воплощения инженерных замыслов на практике", — говорит эксперт.

Объединения игроков требуют технологии картографии и интеллектуальных транспортных систем для управления автомобильными перевозками, говорит Артур Мурадян. Необходимо объединить в одну экосистему автопроизводителей, техцентры, страховщиков, производителей систем телематики. Отдельный консорциум, по словам эксперта, нужен для компаний, "добывающих" и анализирующих Big Data в транспорте с последующей разработкой новых IT-решений. Многие производители, в том числе Michelin, в ближайшем будущем начнут продавать не только продукцию, но и данные о фактическом пробеге транспортных средств на основе сигналов, подаваемых датчиками в самих шинах. Датчик подает сигнал в технический центр об износе и необходимости скорой замены шины, а там сразу же формируется так называемый смарт-контракт на предстоящие работы по замене шины и на ее закупку. Именно по такой модели сегодня продаются шины для самолетов, рассказывает господин Мурадян.

Вся лента