За новым горизонтом
Каковы коммерческие перспективы лайнера МС-21
Российский пассажирский лайнер МС-21 прошел тестовые испытания. Машина совершила дебютный полет в Иркутске. Это первый ближне-среднемагистральный самолет, который будет производиться в России. Подробности — у Владимира Расулова.
Испытания нового лайнера МС-21 только начались, а корпорация «Иркут» — его главный разработчик — уже заговорила о планах на будущее. С 2020 года она планирует ежегодно производить по 20 таких самолетов, а потом нарастить темп до 70 машин в год.
Пассажирский МС-21 — самолет вместимостью до 211 человек, который способен преодолеть почти 6,5 тыс. км за раз. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров анонсировал продажу почти 1 тыс. таких лайнеров в ближайшие 20 лет. Это позволит авиаперевозчикам снизить расходы на эксплуатацию почти на 15% по сравнению с самолетами аналогичного класса, добавил Мантуров.
Главными конкурентами новой модели считаются машины семейства Boeing 737 и Airbus A320 — наиболее популярные у авиакомпаний. Поэтому на рынке узкофюзеляжных среднемагистральных самолетов вполне найдется место для российского лайнера, который можно активно использовать не только для регулярных рейсов, но и на популярных чартерных направлениях, отмечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
«Диаметр фюзеляжа МС-21 больше, нежели у его прямых конкурентов — Boeing и Аirbus. Это дает возможность разместить большее количество пассажиров при достаточно плотной компоновке с минимальной потерей комфорта. Авиакомпании, используя такой самолет, могли бы продавать достаточно дешевые билеты и перевозить немалое количество пассажиров», — пояснил он.
На сайте корпорации «Иркут» говорится об уже заключенных контрактах на поставку 185 новых самолетов. Среди заказчиков, например, «Аэрофлот», Red Wings и UTair. Но пока МС-21 не прошел испытания и сертификацию, большинство авиакомпаний как российских, так и зарубежных, не будут торопиться. Заказчик должен быть уверен, что производитель сможет обслуживать свои самолеты. А ранее компания «Иркут» занималась сугубо истребителями, подчеркнул старший научный сотрудник Института экономики транспорта Высшей школы экономики Андрей Крамаренко.
«Представьте, что «Уралвагонзавод» предложит купить седан представительского класса собственного производства, и это при том, что предприятие занимается военной техникой. Ситуация с МС-21 от «Иркута» примерно аналогичная. Тем более, что новый самолет создается на базе Sukhoi Superjet, который не пользуется популярностью: за пределами России его закупили аж две авиакомпании», — подчеркнул он.
Производитель оценил один самолет МС-21 примерно в $85 млн. Boeing 737 и Airbus A320 Neo стоят дороже — более $100 млн. Если российский рынок авиаперевозок сохранит высокие темпы роста, а состояние отечественной экономики будет улучшаться, то у МС-21 есть все шансы потеснить иностранные лайнеры — в этом помогут государственные субсидии, считает исполнительный директор аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
«В условиях санкций российские банки не могут предложить авиакомпаниям длинные дешевые кредиты. Но с учетом наличия субсидий от государства ставка для покупателей российских самолетов будет привлекательнее и выгоднее, чем при приобретении самолетов иностранного производства», — заметил он.
Коммерческий успех МС-21 за рубежом, судя по всему, будет зависеть от того, удастся ли развернуть там качественное послепродажное обслуживание. В противном случае конкурировать с американскими и европейскими самолетами вряд ли получится.
В начале мая китайская компания COMAC протестировала свой аналог МС-21 — C919. Предполагается, что он займет ту же нишу, что и российский самолет.