Колосс на мусорных ногах
"Техно Рециклинг Групп" намерена к 2021 году в Сланцах открыть технопарк за 14 миллиардов рублей
ООО "Техно Рециклинг Групп" обещает создать в Ленобласти кластер по полной переработке мусора до 2 млн тонн твердых бытовых отходов в год, которые повезут железной дорогой из Петербурга. Затраты на проект оцениваются в 14 млрд рублей. Первые сортировочные линии инвестор намерен запустить уже в июле нынешнего года. Источники в региональном правительстве и опрошенные "Ъ" специалисты сомневаются в возможности реализации проекта. В частности, эксперты со скепсисом отнеслись к экономической эффективности логистического пути.
Как сообщил "Ъ" генеральный директор ООО "Техно Рециклинг Групп" Михаил Василенко, который также возглавляет СРО НП "Союз экологов Северо-Запада", в июле планируется запустить четыре сортировочные линии мощностью по 125 тыс. тонн в год каждая. При этом, по признанию господина Василенко, линии пока готовы на 70% — на них монтируется оборудование и готовится разрешительная документация для начала работы.
Отходы для сортировки повезут из Петербурга железной дорогой. Инвестор заверил, что договоры на поставку мусора с петербургскими компаниями уже заключены, а экономика проекта ориентирована на существующие тарифы железной дороги. По словам господина Василенко, к 2021 году в Сланцах возникнет технопарк с мусороперерабатывающим заводом и 14 цехами для производства РДФ (топливо из отходов), пластика, стекла, металла и других материалов. На начальном этапе предприятие будет перерабатывать 500 тыс. тонн мусора в год с перспективой увеличения мощности до 2 млн тонн.
Проект стоимостью в 14 млрд рублей, по заявлению Михаила Василенко, будет реализован на средства частных инвесторов. По данным базы "СПАРК-Интерфакс", учредителями ООО вместе с господином Василенко выступают восемь человек. Кроме того, Михаил Василенко числился или числится в учредителях ООО "Аграрная компания "Кометос Рус Агро"", ООО "Знаменка", которые входят в группу компаний ООО "Техно Рециклинг Групп".
В пресс-службе областного правительства не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть запуск производства в июле. Начальник управления Ленобласти по организации и контролю деятельности по обращению с отходами Николай Борисов отметил, что самого проекта он не видел — только концепцию, к которой у него очень много вопросов.
Руководитель Северо-Западного отделения экологической общественной организации "Зеленый крест" Юрий Шевчук считает, что идея реализации этого проекта не нова и в теории хорошая: "Как будет на практике — станет понятно, когда начнут строить". По его словам, успех такого бизнеса — в максимальном разделении мусора, что позволит производить большее количество нового материала. "Соответственно, нужны разноплановые предприятия, которые бы располагались рядом, чтобы минимизировать логистические издержки", — разъяснил эколог. По его словам, везти мусор в больших объемах будет дешевле железной дорогой, чем автотранспортом.
Областной эколог Сергей Грибалев считает перевозку мусора железной дорогой утопией. "Это слишком дорого! Вагоны повезут воздух из Петербурга. Мусор в городе стараются прессовать, прежде чем вывозить", — высказался специалист и назвал проект "заранее мертвым".
По словам управляющего партнера консалтингового агентства ABM LLC Вадима Аверина, подобных производств на территории России нет, а транспортировку отходов железнодорожным транспортом будет достаточно сложно организовать. "Вероятно, понадобится собственный парк вагонов (сомневаюсь, что перевозчик будет предоставлять вагоны в аренду под транспортировку ТБО), а также согласование новой товарной группы в ЕТСНГ (на данный момент в классификаторе данный тип грузов отсутствует)", — дополнил эксперт.
Председатель правления Санкт-Петербургского экологического союза Семен Гордышевский о проекте ООО "Техно Рециклинг Групп" узнал в середине мая из письма Михаила Василенко к спикеру петербургского парламента Вячеславу Макарову (есть в распоряжении "Ъ"). В нем инвестор просит петербургских депутатов посодействовать наделению проекта статусом федерального и включению его в программу господдержки, в том числе посредством субсидирования. В письме говорится про объем инвестиций в 34,5 млрд рублей. Как объяснил Михаил Василенко, сумма указана с учетом второго этапа проекта — строительства мусоросжигательного завода для выработки теплоэлектроэнергии, перспектива и сроки возведения которого пока неясны.