Последний вагон в нормальность
ЦСР предлагает с 2018 года гуманитарный рывок вместо мобилизационного
В распоряжении "Ъ" оказалась презентация Центра стратегических разработок (ЦСР), накануне представленная главой центра Алексеем Кудриным на совещании у президента Владимира Путина (см. "Ъ" от 31 мая). В основном суть предложений ЦСР — без революционных решений вернуться к докризисным идеям развития, успеть профинансировать в РФ в ближайшие годы начало мировой промышленной революции и обеспечить экономику качественной рабочей силой за счет роста вложений в медицину и образование и увеличения пенсионного возраста.
Полный текст документа ЦСР, готовящегося с 2016 года, напомним, закрыт для публики, сам Алексей Кудрин на Гайдаровском форуме в январе и на конференции ВШЭ в апреле представил лишь отдельные элементы разработок центра. В ЦСР отказались подтвердить или опровергнуть подлинность документа, "Ъ" ее подтвердили независимые источники, знакомые со вчерашним обсуждением в Кремле. Таким образом, презентация — первые более или менее подтвержденные сведения о содержании проекта ЦСР по состоянию на май 2017 года.
Исходя из документа ЦСР и независимых сообщений о других моментах презентации Алексея Кудрина, напрямую в ней не отраженных, проект этой команды выглядит как содержательный и очень консервативный компромисс между разными точками зрения в правительстве на ключевые моменты экономической политики. Это, в общем, неудивительно: ЦСР готовил свой план при участии представителей министерств. Сведения о проекте Минэкономики — его разработка началась позже — позволяют предполагать, что в настоящее время он может поддерживаться даже меньшим числом представителей Белого дома: документ предлагает более резкие коррекции курса, нежели ЦСР, чья идея в основном развивает идеи Белого дома 2010-2013 годов.
Целевой прогноз ЦСР предполагает увеличение темпов роста ВВП с 1,6% в 2017 году до 3,2% в 2018-м, рост до пика в 4,2% в 2027 году и замедление до 3,6% к 2035 году.
Конечное потребление домохозяйств должно начать расти немного быстрее до 2022-2024 годов (темпами в 3,2% уже с 2018-го), а затем повторять динамику ВВП. Валовое накопление капитала должно резко прирастать темпами до 6,6% в год до пика в 2021 году, затем рост замедлится до 6,4% в 2024 году и 3,9% в 2035 году. Очевидно, что при текущей конъюнктуре только за счет частных инвестиций столь резко прирастить инвестиции невозможно. Тем не менее, по расчетам ЦСР, в целевой модели необходимо в 2019 году сократить госинвестиции до 6% от всех инвестиций в экономике (с 2025 года — до 5%), инвестиции из собственных средств компаний нужно стабилизировать на уровне выше 50% общих инвестиций до 2021 года (позже снизить до 45%), а долю прямых иностранных инвестиций наращивать с 2021 года с 24% до 31% в 2025 году. Всего доля инвестиций в ВВП должна вырасти с текущих 18,3% до 22,4% в 2024 году.
По данным "Ъ", в ЦСР не предлагают существенного изменения налоговой политики в 2018-2024 годах и изменения ставок основных налогов и социальных сборов — и не поддерживают идею роста НДС и снижения ставок соцналогов (планы "21/21" и "22/22" Минэкономики).
Идея же роста от ЦСР включает два этапа. На первом источником роста должна стать "российская технологическая революция": создание стандартов цифровой экономики, организация крупных инвестиционно-технологических консорциумов, в том числе с иностранным участием (по описаниям сходно с идеей Industrie 4.0 в Германии), и увеличение несырьевого экспорта с текущих $109 млрд в 2016 году до $200 млрд в 2024 году. Очевидно, это предполагает коррекцию внешнеполитического курса — нынешний конфронтационный для этого вряд ли пригоден. Соответствующее дерегулирование рынков (в том числе отмена валютного контроля и переход к инновационным системам госрегулирования) и поддержка экспорта разрабатываются ЦСР по схемам, сходным со схемами Белого дома. Вторая часть плана должна сработать чуть позже — это рост инвестиций в образование на 0,8 п. п. ВВП (масштабная реформа средней школы и профобразования, увеличение числа университетов, рост охвата дополнительного профобразования с 16% до 35% работающих), здравоохранение на 0,7 п. п. ВВП (реформа сектора реабилитации, борьба с хроническими заболеваниями, цифровизация здравоохранения, разукрупнение врачебных участков) и инфраструктуру на 0,8 п. п. ВВП (скоростные железные дороги, магистрали и транспортно-логистические хабы). Рост отдачи от образования и здравоохранения, очевидно, займет несколько лет. До этого дефицит предложения качественного труда предлагается сократить за счет постепенного роста пенсионного возраста (до 63 лет у женщин и 65 у мужчин), реформы досрочных пенсий и ужесточения политики стажа для госпенсий (сами они в расчетах ЦСР будут увеличиваться).
Наконец, реформа госуправления, предлагаемая ЦСР, также строится на цифровизации госсектора, "платформенном" подходе и сочетании проектного и процессного методов. В правоохранительной системе предполагается усиление роли прокуратуры и ее "цифровой трансформации", реформа УК с применением лишения свободы только за насильственные преступления, лишение МВД непрофильных функций и реальное усиление независимости суда. Предлагаемыми результатами плана ЦСР является рост ВВП с 2018 по 2024 год на 30%, реальных располагаемых доходов населения — на 25%, продолжительности жизни — до 76 лет и снижение бедности на 25%. Эти ориентиры крайне напоминают "сдвинутые" на пять-шесть лет планы Белого дома до 2012 года — по сути, это стоимость и изменений, и отказа от реформ во внешней и внутренней политике в 2012-2017 годах.