ВТБ и Евразийский банк развития заплатят за дорогу
Кредитные учреждения готовы направить средства в создание ВСД
Как стало известно "Ъ", реализовывать проект платной скоростной магистрали с мостом в створе улиц Фаянсовая — Зольная (Восточный скоростной диаметр) стоимостью 150 млрд рублей будет консорциум из нескольких инвесторов. Первыми о своих намерениях вложить средства в проект официально заявили ПАО "Банк ВТБ" и Евразийский банк развития (ЕАБР). Именно с ними вчера в рамках ПМЭФ-2017 Смольный подписал два соглашения о намерениях. По данным "Ъ", городские власти параллельно ведут переговоры с другими потенциальными компаниями-инвесторами, название которых пока не разглашается.
Смольный вчера в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) подписал два соглашения о сотрудничестве с потенциальными инвесторами строительства Восточного скоростного диаметра (ВСД). Первой компанией, которая готова вложить средства в проект общей стоимостью 150 млрд рублей, стал банк ВТБ. Финансовая структура готова инвестировать не менее 110 млрд рублей, говорится в соглашении. Вторым потенциальным инвестором стал ЕАБР. При этом вчера председатель правления ЕАБР Дмитрий Панкин был не готов комментировать объем средств, которые банк может инвестировать в ВСД.
Как пояснила "Ъ" председатель комитета по инвестициям Петербурга Ирина Бабюк, реализовывать проект ВСД стоимостью около 150 млрд рублей будет консорциум из нескольких инвесторов. Два потенциальных из них стали известны сегодня в рамках ПМЭФ — это ВТБ и ЕАБР.
"У нас обозначились две финансовые организации, которые готовы вкладывать определенную сумму денег в проект. Также мы сейчас ведем переговоры с другими компаниями, но пока не будем об этом говорить. Но мы хотим минимизировать участие бюджета Санкт-Петербурга и федерального бюджета и перевести затраты по проекту больше в инвестиционную часть", — прокомментировала Ирина Бабюк", добавив, что именно поэтому "чем больше компаний заявит о своем участии в проекте, тем лучше".
По словам председателя комитета по инвестициям, правительство Петербурга объявит конкурс на право заключения концессионного соглашения по строительству ВСД уже до конца 2017 года. В настоящее время идет градостроительное обоснование проекта: разрабатывается проект планировки территории, корректируется трассировка, вносятся изменения в Генплан Петербурга.
"Мы до конца года необходимую работу проведем. И ориентировочно мы хотели бы уже до конца года объявить конкурс на поиск концессионера. Дорогу планируется строить не менее пяти лет, там сложная трассировка, шесть полос. Будем стараться. Это будет ГЧП-соглашение. Схема будет такая же, как при строительстве ЗСД, но при этом мы хотим минимизировать бюджетные средства", — прокомментировала госпожа Бабюк.
Как сообщил "Ъ" в рамках ПМЭФ генеральный директор АО "ЗСД" Игорь Лукьянов (компания делала предпроектные проработки ВСД), создание проекта платной скоростной трассы может начаться уже в конце 2017 года, а сам процесс проектирования может занять полтора-два года.
Власти Петербурга отмечают, что ВСД очень важен для города и для Ленинградской области, так как он перераспределит потоки с наиболее загруженного участка КАД и Мурманского шоссе, а также сформирует новую связь правого и левого берегов Невы. Протяженность ВСД составит 22,6 км. Предполагаемый спрос на магистраль оценивается в 100 тыс. автомобилей в сутки и более.
Как ранее писал "Ъ", из-за ВСД и ряда других инфраструктурных проектов города вносятся изменения в Генеральный план Петербурга (см. "Ъ" от 24.05.2017). Проект ВСД даже на своей начальной стадии уже породил множество скандалов (см. "Ъ" от 07.03.2017). В частности, больше всего вопросов у жителей и градостроителей относительно трассировки магистрали, которая затрагивала территорию ЖК "Ладожский Парк". После массовых протестов жильцов жилого квартала Смольный изменил трассировку будущего ВСД. Но и она породила новые споры: заговорили о том, что развязка в составе ВСД может появиться на месте Еврейского кладбища в районе проспекта Александровской фермы. В итоге и этого варианта уже не будет.
Много вопросов к будущей скоростной магистрали у группы оппозиционных депутатов. Ранее глава фракции Партия роста в ЗакСе Петербурга Оксана Дмитриева подсчитала, что строительство одного километра ВСД будет в два раза дороже одного километра ЗСД. И назвала сумму инвестиций в ВСД эквивалентной расходам на капитальный ремонт жилья в Петербурге за двадцать лет. И эти расходы, по ее словам, лягут на граждан и бюджет Петербурга в той или иной форме.
А руководитель фракции "Яблоко" в петербургском парламенте Борис Вишневский заявлял, что даже после корректировки трассировки магистраль все равно будет дымить выхлопными газами и мешать жителям Хасанской улицы и улицы Передовиков, так как пройдет под их окнами.