Тамань отделили от государства
В бюджете не нашлось денег для проекта порта
Частным инвесторам порта Тамань, в том числе группе «Сумма» Зиявудина Магомедова, придется строить его за свои деньги: государство не предоставит концессионерам капитальный грант (речь шла о 40 млрд руб.). Решение об отказе принято после того, как бюджетные деньги ушли на инфраструктуру для Керченского моста. Но проект Тамани существенно подешевел: сейчас инфраструктура порта оценивается в 30 млрд руб., а готовность строить и без гранта может обеспечить «Сумме» поддержку государства при привлечении финансирования.
Проект сухогрузного района порта Тамань в Краснодарском крае будет реализовываться без концессионного гранта от государства, рассказал в кулуарах ПМЭФ-2017 совладелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов. «Сумма» через паритетное СП с «Транснефтью» владеет 50,1% Новороссийского морского торгового порта (НМТП), который в 2016 году договорился о покупке контроля в управляющей компании проекта ООО «РМП-Тамань». «Тамань изначально предполагалось развивать за счет концессионного гранта,— сообщил господин Магомедов.— Мы отказались от этих денег, сказав, что готовы развивать Тамань, как и Новороссийский порт, сами».
Он уточнил, что в Тамани НМТП «предполагает развивать перевалку угля, минудобрений, серы — тех грузов, которые в Новороссийск не пойдут по понятным причинам, поскольку порт в черте города». При этом, уточнил Зиявудин Магомедов, проект развития НМТП изменен: «Речь идет об увеличении мощностей на 29 млн т в основном за счет металлов, зерна и контейнеров. Это три ключевые составляющие, которые мы будем развивать в Новороссийске». Инвестиции составят около 65 млрд руб. «Заслушивать будем план сейчас и начнем его реализовывать буквально с лета»,— добавил господин Магомедов, уточнив, что в ближайшее время этот вопрос рассмотрит совет директоров НМТП.
Проект сухогрузного района Тамани предполагает создание глубоководного порта на основе концессии. Первая очередь включает (кроме концессионной портовой части) терминалы для угля, железорудного сырья, удобрений. Предполагалось, что концессионером станет ООО «РМП-Тамань», блокирующая доля должна была остаться у «Росморпорта», на остальные доли искали инвесторов (см. „Ъ“ от 15 и 20 июня 2016 года).
Вложения в Тамань оценивались в 88 млрд руб., предполагалось, что частные инвесторы возьмут на себя две трети, государство — треть, предоставив через ФЦП капитальный грант (называлась сумма 40 млрд руб.). Но теперь грант не поступит: решение об отказе от него принято вследствие недостатка средств в бюджете, рассказал „Ъ“ источник, знакомый с ситуацией, добавив, что, если в будущем возникнет возможность возврата к этому источнику финансирования, оно может быть возобновлено. Но, подчеркнул собеседник „Ъ“, отказ от гранта не означает отказа от механизма концессии. В «Сумме» не уточняют инвестиции в проект от НМТП или актуальный размер доли порта в компании-концессионере.
Как пояснил „Ъ“ замминистра транспорта Виктор Олерский, решение об отказе от гранта принято после переориентирования госинвестиций на железнодорожные подходы к Керченскому мосту. Но «расчеты показывают, что морские объекты можно строить за счет частных инвестиций, это немножко удорожает, наверное, стоимость, но она подъемная». Господин Олерский пояснил: стоимость проекта уменьшилась при разделении на этапы: «В первоначальной версии, ориентированной на комплексное осуществление проекта, строились и защитные сооружения, и каналы, принятие решения строить поэтапно позволило снизить стоимость». Сейчас стоимость инфраструктуры (без терминалов) оценивается в 30 млрд руб., в том числе 24 млрд руб. — взнос УК, 3,5 млрд руб. — дноуглубительные работы. В сумму не входит железная дорога, которая финансируется государством как подход к Керченскому мосту, пояснил он. Первая очередь Тамани — 40 млн т. Господин Олерский уточнил, что помимо НМТП интерес к терминалам продолжают проявлять «Кузбассразрезуголь», «Еврохим», «по большому счету никто не отказался».
Состояние бюджета закрывает возможность гранта, считает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. То, что «Сумма» не отказывается от проекта, «демонстрируя государственный подход», позволяет ей рассчитывать на поддержку власти в привлечении частного финансирования, в том числе иностранного. Решение остаться в Тамани, считает эксперт, будет плюсом и для других крупных инфраструктурных проектов «Суммы».