Сенаторам не понравился реестр коррупционеров
В Совете федерации запросили у правительства процедуру выхода из него
Комитет Совета федерации (СФ) по конституционному законодательству отложил на утро среды принятие решения по закону о создании реестра госслужащих, уволенных за коррупционные правонарушения. Госдума приняла закон в третьем чтении 7 июня. Глава комитета СФ Андрей Клишас попросил правительство представить в верхнюю палату проект постановления, в котором будет описана процедура исключения из этого реестра. Сенаторы опасаются, что без законодательной регламентации могут быть нарушены «права и свободы граждан».
Правительственный закон о создании реестра, в который будут включать отстраненных от службы чиновников, на заседании профильного комитета СФ накануне заседания верхней палаты не был рекомендован ни к принятию, ни к отклонению. Госдума, напомним, приняла документ в третьем чтении 7 июня. Согласно закону, в реестр будут включать уволенных за «совершение коррупционных правонарушений» государственных и муниципальных служащих, в том числе высших государственных чиновников, сотрудников правоохранительных органов, военных, должностных лиц госкорпораций, работников таможни и пожарной службы. При этом порядок включения в этот список и исключения из него должно определять правительство.
Андрей Клишас сообщил, что процедуру включения и исключения из реестра следовало бы описать в законе, а не в постановлении правительства. Он выразил опасение, что попадание в реестр может влиять на репутацию граждан, которые уже доказали свою невиновность. «Представьте себе, человека уволили по утрате доверия, но суд после этого подтвердил, что он не был замешан в преступлениях. И вы хотите сказать, что, когда он будет устраиваться на работу, притом что он в вашем реестре, это никак не повлияет на его права?» — обратился сенатор к представителю Минтруда.
Зампреду комитета Максиму Кавджарадзе закон напомнил о «советском времени», когда человек даже с погашенной судимостью «на работу вообще устроиться не мог». По его мнению, закон нужно отклонить и доработать, описав в нем процедуру выхода из реестра.
«Минтруд, составляя реестр, показывает, что данный гражданин является неблагонадежным. А потом иди в суде отстаивай, если этого нет в законе. Сначала закон, а потом подзаконный акт»,— сказал сенатор Кавджарадзе.
Зампред комитета Елена Мизулина также напомнила, что все вопросы, касающиеся ограничения прав и свобод человека, по Конституции могут регулироваться только законами. Она предложила «создать согласительную комиссию» для доработки закона (но в конце заседания комитета сняла свои претензии).
Глава департамента Минтруда по госполитике в сфере государственной и муниципальной службы и противодействия коррупции Дмитрий Баснак согласился, что увольнение в связи с «утратой доверия» имеет «негативные последствия», но «первичным» в этом вопросе является не реестр, а «само по себе решение нанимателя об увольнении». По его словам, гражданин будет оспаривать не «факт нахождения в реестре», а факт увольнения. «Если будет решение суда о том, что решение нанимателя отменено,— на этом основании гражданин будет исключен из реестра»,— заверил господин Баснак.
«Вы хотите убедить меня в том, что закон вообще не нужен? — обратился к нему Андрей Клишас.— Какие основания у Совета федерации дать полномочия (Минтруду.— “Ъ”) вести такой реестр, если он никакие последствия не создает?» По мнению сенатора, «любой ресурс, который ведет орган государственной власти, неизбежно оказывает влияние». И если «человек решил вопросы в суде», но «не решил с реестром» — это нарушение прав и свобод, гарантируемых Конституцией, отметил господин Клишас.
Сенатор попросил правительство представить текст проекта постановления, где будет подробно описана процедура выхода из реестра. Комитет повторно рассмотрит закон завтра утром, непосредственно перед пленарным заседанием для того, чтобы рекомендовать его к принятию или отклонению палатой.