«Ренова» мыслит логистически
В Стригино может появиться комплекс стоимостью более 17,2 млрд руб
Холдинг «Аэропорты регионов» (контролируется группой «Ренова» Виктора Вексельберга, управляет нижегородским аэропортом) заявил о масштабных планах развития нижегородского авиаузла. Речь идет, в частности, о создании на территории аэропорта крупного логистического комплекса с автостоянкой для большегрузов и новой дорогой. Инвестиции в проект без конкретного срока реализации оцениваются в 17,2 млрд руб., примерно столько же стоит строящийся на Стрелке стадион к чемпионату мира по футболу. Эксперты полагают, что такая сумма может быть внесена сторонним инвестором, а сам комплекс логично использовать для обеспечения северных городов России.
О намерении вложить в логистический комплекс на территории нижегородского аэропорта Стригино 17,2 млрд руб. сообщил директор ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород» по правовым вопросам Ефим Данилов на заседании инвестиционного совета при губернаторе Нижегородской области. Он пояснил, что речь идет, прежде всего, о строительстве логистического и сортировочного центра, а также подъездных путей к нему и сопутствующей инфраструктуры. Инвестор попросил присвоить проекту статус социального, освободить холдинг от компенсации за пользование транспортной и инженерной инфраструктурой на сумму 465,3 млн руб. и предоставить в аренду земельный участок площадью 119,7 га. Инвестсовет эту заявку одобрил. Сроки реализации проекта, источники финансирования и прочие параметры в «Аэропортах регионов» не раскрывают, отмечая, что на инвестсовете рассматривался лишь перспективный план развития аэропорта и прилегающих к нему территорий. «Кроме строительства крупного логистического комплекса, подъездной дороги и стоянки для большегрузов, в перспективный проект развития войдет в том числе и станция высокоскоростной железной дороги, связанной с терминалом»,— сообщили в пресс-службе холдинга.
Напомним, впервые идея о развитии транспортно-логистического направления в нижегородском аэропорту прозвучала пять лет назад. Группа «Ренова», просившая у областных властей 177 га, заявляла о намерении вложить 27,4 млрд руб. в строительство трех новых терминалов, железнодорожного узла, автоматического сортировочного и логистического центров, многоуровневых парковок и стоянок грузового транспорта, а также грузового терминала, складских помещений, ангаров и так далее. Тогда МАНН вел переговоры по строительству автоматического сортировочного центра с «Почтой России». В 2014 году ФГУП «Почта России» заключило соглашение с УК «Аэропорты регионов», в рамках которого планировало разместить восемь логистических центров в грузовых терминалах холдинга и вложить в них около 140 млрд руб. В конце 2015 года стало известно о том, что аэропортовый холдинг ведет переговоры об организации грузовых авиаперевозок в Норильск через Нижний Новгород с ГМК «Норильский никель» и его партнерами. Предполагалось, что уже в 2016 году товары из Москвы будут на большегрузах доставляться в Стригино, а затем отправляться за Полярный круг из грузового терминала аэропорта, причем не только непосредственно на «Норникель», но и для всех жителей северного региона (прежде всего речь шла о продуктах питания).
Между тем, заявленные аэропортом планы не связаны ни с «Почтой России», ни с «Норникелем», сообщили „Ъ“ в обеих компаниях. В программу «Почты России» нижегородский аэропорт не вошел, а северные планы, как пояснил „Ъ“ генеральный директор холдинга «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский, приостановились с учетом реконструкции Норильска. «Конкретных планов по логистическому комплексу пока нет»,— добавил глава холдинга.
Впрочем, эксперты считают, что крупный логистический комплекс в нижегородском аэропорту в любом случае целесообразно строить только ради организации так называемого северного привоза, то есть доставки грузов в северные регионы России. «Сейчас снабжение городов северной Сибири и части Дальнего Востока продуктами питания и оборудованием осуществляется в основном по воде. Однако зимой для проходки судов по Северному морскому пути требуется постоянная работа ледоколов, из-за чего доставка грузов выходит крайне дорогой, кроме того, водным транспортом нельзя доставить скоропортящиеся продукты. В этом плане авиаперевозки из Нижнего Новгорода, куда фурами будут свозиться грузы и отправляться на самолетах, представляются логичными, особенно если взлетно-посадочная полоса аэропорта после реконструкции сможет принимать тяжелые грузовые самолеты»,— рассуждает аналитик Aviation Eхplorer Владимир Карнозов. Между тем, для реализации проекта аэропортовому холдингу необходимо договориться с крупными грузополучателями и авиатранспортными компаниями, которые будут осуществлять перевозки. «Скорее всего, интересантами могут выступить крупнейшие нефтегазовые компании, северные порты, не имеющие железнодорожного сообщения, коммерческие структуры, которым необходима доставка грузов. Вряд ли интересантом выступит грузовая авиакомпания, хотя в мире есть и такие примеры, но там речь идет о крупнейших сетевых компаниях мирового масштаба»,— полагает аналитик. По его мнению, для реализации дорогого проекта маловероятно, что аэропортовый холдинг сможет привлечь заемные средства из-за большого объема вложений и дорогих кредитов, но может рассчитывать на стороннего инвестора.