Корабелов потянуло на гражданку
ОСК пытается консолидировать проектные бюро в Единый центр компетенций
На базе нижегородского конструкторского бюро "Вымпел" Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) собирается создать Единый центр компетенций, чтобы укрепить свое положение на рынке гражданского судостроения. В планах корпорации — консолидировать на базе своего КБ компетенции московского проектного бюро "Хотча" и петербургского КБ "Восток", входящего в состав государственного Центра технологии судостроения и судоремонта (ЦТСС). Вопрос присоединения ЦТСС к ОСК неоднократно поднимался на заседаниях с участием представителей Министерства промышленности и торговли, но поддержки в ведомстве инициатива не нашла.
Объединенная судостроительная корпорация собирается создать единый центр компетенций, консолидировав несколько отраслевых проектных бюро из разных регионов. Базовым конструкторским бюро должно стать нижегородское ОАО "КБ "Вымпел"", входящее в состав корпорации. В портфеле бюро — проекты судов различного предназначения: танкеры, автомобильные паромы, ледоколы, рыболовные суда. В прошлом году выручка предприятия составила 413,6 млн рублей, прибыль — 16,2 млн рублей. Идея создания единого центра гражданского проектирования обсуждается в недрах ОСК с 2015 года.
В 2017 году в состав ОСК вернулись ЦКБ "Коралл" и КБ "Вымпел", заканчиваются необходимые корпоративные процедуры. В соответствии с принятыми ранее решениями на базе данных КБ будут созданы центры компетенций в области гражданского судостроения. Задача — добиться уменьшения себестоимости строительства судов за счет применения типовых конструкторских решений, вести "работу над ошибками" с учетом уже построенных судов и в перспективе создать единое информационное пространство.
В сфере интересов федеральной корпорации также оказались московское проектное бюро "Хотча" и петербургское КБ "Восток". Московская компания "Хотча морское проектирование" зарегистрирована как ООО "ХС морское проектирование". Ее стопроцентным собственником является Алексей Зубков. На сайте фирмы говорится о наличии нескольких концептуальных проектов рыболовных судов — сейнеров и морозильных траулеров. Также компания разрабатывала проекты научно-исследовательских судов и судов снабжения морских буровых установок.
По информации "Ъ", в случае с проектным бюро "Хотча" рассматриваются два варианта слияния: выкуп части капитала или обмен долей компании со структурами ОСК.
Петербургское КБ "Восток" не является отдельным юридическим лицом — бюро работает в качестве подразделения федерального Центра технологии судостроения и судоремонта. ЦТСС разрабатывает технологии строительства и ремонта кораблей и судов, на 100% принадлежит Росимуществу.
Как рассказали собеседники "Ъ" на рынке, ОСК неоднократно пыталось присоединить ЦТСС, но каждый раз Минпромторг отказывал в этой инициативе. ЦТСС зачастую выступает независимым арбитром в спорах судостроительных заводов, в том числе в спорах верфей ОСК между собой в вопросах ценообразования.
Особый интерес для корпорации, по словам собеседников "Ъ", представляет не столько персонал "Востока" (в петербургском КБ работают 35 человек), сколько архив проектанта: в советское время "Восток" создавал проекты подавляющей части рыболовных судов, строившихся на территории СССР. Наработки КБ "Восток" могут представлять ценность в контексте запуска механизма инвестиционных квот, выстроившего рыболовные компании в очередь за заказами новых судов на российских верфях. Первую локальную победу на рынке КБ "Восток" уже одержало: бюро первым из российских проектантов заключило контракт с судовладельцем ООО РК "Вирма" на разработку проекта рыболовных траулеров "Меридиан", которые для заказчика построит Онежский судостроительно-судоремонтный завод. Предыдущие заказы, размещенные на Выборгском судостроительном заводе, калининградском "Янтаре" и "Пелле" из Отрадного, строятся по иностранным проектам, преимущественно норвежским.