Пароходству не до понтонов
Инвентаризация имущества БРП выявила активы стоимостью 179 млн рублей
Балансовая стоимость активов Башкирского речного пароходства (БРП, до банкротства контролировалось правительством республики) оценена в 179 млн рублей. Требования кредиторов БРП пока составляют около 152 млн руб., но они еще продолжают поступать. По мнению экспертов, надежды на удовлетворение всех требований нет, так как рыночная стоимость активов пароходства может оказаться ниже. В частности, собеседники „Ъ“ сомневаются в возможности продажи большинства теплоходов предприятия даже на металлолом.
Конкурсный управляющий Башкирского речного пароходства (БРП, до банкротства контролировалось правительством республики) Асват Сухов опубликовал результаты инвентаризации имущества предприятия, проведенной в начале июня. Как следует из информации на портале Единого реестра сведений о банкротствах, пароходство располагает активами балансовой стоимостью около 179 млн руб. В 159,12 млн руб. оценена инвентаризационная стоимость 87 единиц судов и плавсредств, в 22,43 млн руб. — стоимость трех объектов недвижимости предприятия на улице Ленина.
В списке плавсредств фигурируют 44 теплохода, 31 баржа, три понтона и другие. В числе объектов недвижимости — двухэтажное административное здание с подвалом общей площадью 1,4 тыс. кв. м (оценено в 16,33 млн руб.), двухэтажное нежилое здание площадью 385 кв. м (235,8 тыс. руб.) и одноэтажное торговое помещение площадью 730 кв. м. (5,85 тыс. руб.). Вид использования имущества, его характеристики и степень износа не уточняются.
Рыночная оценка этих активов пока не заказывалась, пояснил „Ъ“ Асват Сухов. По его словам, утверждения графика торгов по продаже имущества пароходства стоит ждать не раньше второй половины августа.
На момент введения конкурсного производства требования кредиторов Башкирского речного пароходства оценивались в 152,8 млн руб., из которых 68,3 млн руб — требования налоговиков, 34,76 млн руб. — ЗАО «СТК-петролеум», 24,8 млн руб. — дочернего «Речной порт Уфа», 14,7 млн руб. — Сбербанка. В мае задолженность предприятия перед Сбербанком и «СТК-петролеум» приобрело принадлежащее властям Башкирии АО «Региональный фонд». В залоге у Сбербанка находится одно из зданий пароходства.
На этапе наблюдения, как сообщал „Ъ“, БРП продало коммерческим структурам имущество на 50 млн руб., в том числе девять теплоходов, а накануне банкротства был продан дочерний речной порт «Бирск». Эти сделки конкурсный управляющий в настоящее время оспаривает в арбитражном суде по настоянию кредиторов, засомневавшихся в справедливости цены продажи.
БРП до банкротства занималось грузовыми и пассажирскими перевозками, ремонтом судов, поставками песчано-гравийной смеси. Объединяет дочерние ООО «Речной порт „Уфа“», «Судоремонтно-судостроительный завод» и «Узел связи», которые также находятся на различных этапах процедуры несостоятельности.
Бывший генеральный директор БРП Павел Юрченко отмечает, что рыночная стоимость части активов пароходства должна быть существенно выше, других — заметно меньше балансовой. «Например, торговое помещение площадью 730 квадратных метров напротив офиса БРП, балансовая стоимость которого всего 5,85 млн рублей, Сбербанк принял в залог для выдачи 30 млн рублей кредита,— отметил он. — С другой стороны, примерно половина барж — это откровенный металлолом, который не продать за балансовую стоимость. Проблемы возникнут, скорее всего, и с продажей 10–15 теплоходов. Они стоят мертвым грузом лет пять, их никто не покупает, так как они не соответствуют нормам безопасности. После катастрофы с татарстанской «Булгарией» пароходство обязали заменить внутреннюю отделку теплоходов на негорючий материал. По ценам 2014 года это стоило примерно по 35 млн рублей на каждый теплоход. Понимая, что эти затраты никогда не окупятся, с ними ничего не стали делать. Их даже утилизировать дорого». По мнению господина Юрченко, ценность у БРП представляют несколько буксиров и барж для перевозки ПГС. «Но их точно не надо продавать, если республика решила сохранить речной порт»,— полагает он.
Адвокат Аскар Мингазетдинов отмечает, что балансовая стоимость активов, установленная при инвентаризации, может существенно отличаться от рыночной как в большую, так и в меньшую сторону. «Даже после того, когда будет установлена рыночная стоимость активов, сложно сказать, по какой цене они будут проданы на торгах, и удастся ли удовлетворить требования кредиторов. Балансовая стоимость теплохода, которому несколько десятков лет, может быть минимальной, но на торгах он может уйти за высокую цену. То же самое касается недвижимости»,— отметил собеседник.