Кому достанется онлайн-будущее
технологии
В своем последнем отчете (Global Fintech Report) компания PricewaterhouseCoopers (PwC) утверждает, что в ближайшие три-пять лет крупные финансовые учреждения рискуют потерять почти четверть доходов, которые достанутся новым финтехкомпаниям, предлагающим клиентам цифровые сервисы разного рода: от кредитов до страхования. Как следствие, банки готовятся к оптимизации своих затрат, в частности к сокращению филиальных сетей.
На банковском рынке происходят огромные изменения. Во-первых, ускоряются расчеты, платежи и другие финансовые операции. Во-вторых, на рынке появились онлайн-услуги, благодаря чему потребителю уже не надо идти в банк. То есть роль обычного посредника, каким долгое время был банк, перестала устраивать клиента. Для выполнения простых финансовых операций достаточно сайта в интернете или мобильного приложения. И подобные мелкие платежи небольшие мобильные финтехкомпании постепенно отбирают у банков.
Финтех (FinTech) — это динамично развивающийся сегмент на пересечении секторов финансовых услуг и технологий, в котором применяются инновационные подходы к продуктам и услугам, в настоящее время предоставляемым традиционным сектором финансовых услуг.
При подготовке своего последнего отчета о глобальном финансовом рынке эксперты PwC опросили 1,3 тыс. руководителей крупных финансовых учреждений. Большинство из них (88%) опасаются, что их бизнесу угрожают быстро и массово появляющиеся на рынке компании, которые создают сервисы для денежных переводов, платежей и управления личными финансами. В банковской сфере наибольшую угрозу представляют финтехстартапы, которые предоставляют кредиты. Но наибольшему давлению со стороны финансово-технологических компаний подвержены сегменты банковских операций и платежей.
Банки опасаются, что финтехкомпании могут поглотить до 28% их доли рынка в течение следующих пяти лет. Две трети (67%) организаций, оказывающих финансовые услуги, считают давление на маржу прибыли основной угрозой со стороны финтехкомпаний.
Именно благодаря внедрению самых современных технологий сегмент FinTech во всем мире стремительно развивается. Стремясь к экспансии на финансовом рынке, финтехсервисы сделали ставку на онлайн-банкинг. И это действительно их сильная сторона, с чем традиционным банкам придется считаться. Уже сегодня, в период активного роста количества (и качества) финансовых услуг, оказываемых онлайн, перевести значительную сумму, оплатить покупки в интернет-магазине или даже открыть депозит можно не выходя из дома.
Сегодня человек может с помощью мобильных приложений следить за своим бизнесом, оставаясь на связи с несколькими коллегами одновременно, и предпочтет получать финансовые услуги онлайн, а не в отделении банка.
Конечно, банкам приходится соответствовать этим запросам, и ряд банков, в числе которых Сбербанк, Тинькофф-банк, стремится обеспечить своим клиентам финансовые онлайн-услуги на высоком уровне. Однако базовые банковские услуги не менялись на протяжении многих лет. Банки продолжали играть роль простого финансового посредника, и это устраивало их клиентов.
Но меняющаяся ситуация на финансовом рынке заставляет банки развивать новые для них IT-направления, оптимизировать свои затраты, искать точки соприкосновения с финтех-компаниями. Содержание крупной филиальной сети банка становится совершенно неэффективным. И это хорошо видно на примере не только США и Европы, но и России. Например, итальянская группа Unicredit планирует к 2018 году закрыть около 800 отделений, Bank of America начал сокращение еще в 2012 году и на сегодня закрыл около 800 отделений, не менее 400 отделений планирует закрыть к 2020 году и французский банк Societe Generale. По словам Германа Грефа, главы российского Сбербанка, через пять лет от 30% до 50% офисов банка будут закрыты, поскольку в них просто отпадет необходимость.
Данные о данных
В ближайшем будущем банкам придется отстаивать свои позиции на рынке, чтобы не уступить небольшим и мобильным сервисам, предоставляющим финансовые услуги. Федерико Агуггини, консультант по бизнес-инновациям компании SAS, полагает, что у банков еще есть шансы построить обновленный бизнес.
Большая игра развернется в сфере новых цифровых услуг. Дело в том, как обращаться с данными, а не в технологиях, потому что вы можете провести какую-то оплату и со своего устройства — iWatch, который вы носите на руке, iPhone и так далее. Все дело в данных, которые будут использоваться для предоставления той или иной услуги. Мы говорим о потребителе услуги, о среде, в которой он находится. Вот здесь и может быть наибольшая разница между финтехкомпаниями и большими банками. Банкирам надо помнить, что финтехсервисы намного быстрее банков, мобильнее. Я считаю, что у банков пока есть отличный шанс собрать данные и построить на их основе обновленный бизнес.
У банков, конечно, может быть огромное количество данных, но совсем не факт, что они смогут ими воспользоваться наилучшим образом. Как раз на этом банки могут проиграть конкуренцию.
Я думаю, что, с одной стороны, банки остаются довольно консервативными, не очень расторопны в том, что касается технологий. С другой — банки немного напуганы происходящим на рынке. Дело в том, что по сравнению с мобильными финтехсервисами они слишком большие. Скорее всего, банкам придется искать точки соприкосновения с финтехсервисами, взаимодействовать или бороться с ними. Но лучше все-таки выбрать первый путь — взаимодействие. Многие банки это понимают. Именно поэтому ряд банков, в Италии, например, "Юникредит", создают новые сервисы, мобильный банкинг. Для совместной деятельности банков с финтех-компаниями есть сегодня два важных драйвера. Первым я бы назвал создание платформы, аналогичной той, на которой работает известный уже всем сервис Uber. Это нужно для того, чтобы все финансовые продукты стали максимально быстрыми, доступными, могли отвечать запросам клиентов. Если банки последуют по этому пути, они смогут встроить в свои структуры финтех и получат шанс стать новыми банками нового времени.
Банки уже сталкиваются с так называемыми миллениалами (поколение людей, встретивших новое тысячелетие в юном возрасте, характеризующееся прежде всего глубокой вовлеченностью в цифровые технологии.— "Ъ"). Скоро они станут основными потребителями банковских услуг. Нужды таких людей надо учитывать, к ним необходимо будет искать новые подходы. Это и есть тот новый рынок, на который придется выходить банкам.
Для таких потребителей банку нужно будет стать "финансовым убером", то есть создать и предложить им платформу, посредством которой они могли бы управлять банковскими расчетами, семейным бюджетом, делать инвестиции, заказывать билеты в театр, ходить на концерты, путешествовать.
Уверен, что в ближайшие лет пять процесс сближения финтеха и банка будет идти именно в этом направлении. Для монетизации своей клиентской базы они должны стать такими же быстрыми и мобильными, как финтех-сервисы. И это нужно в первую очередь для выживания самих банков.
Константин Анохин