Резолюция круглого стола ИД «Коммерсантъ-Юг России» на тему «Неплатежи в ЖКХ: судебная практика и актуальные вопросы 2017 года»
6 июня 2016 года «Коммерсантъ-Юг России» провел круглый стол «Неплатежи в ЖКХ: судебная практика и актуальные вопросы 2017 года» — восьмой в серии мероприятий, целью которых является обсуждение и выработка механизмов урегулирования проблемных ситуаций между юридическими лицами в связи со вступлением в силу 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».
В круглом столе приняли участие представители органов исполнительной власти, местного самоуправления, сетевых, энергосбытовых, ресурсоснабжающих, управляющих организаций, гарантирующих поставщиков, а также экспертного сообщества, юридических фирм, средств массовой информации.
Круглый стол стал откликом поставщиков и потребителей энергетических ресурсов на первые результаты исполнения закона. По замыслу законодателей новый документ должен помогать ликвидировать пробелы в законодательстве, которые позволяли недобросовестным потребителям накапливать многомиллионные долги за поставляемые энергетические и коммунальные ресурсы. На прошедшем недавно заседании Совета Федерации по вопросам укрепления платежной дисциплины в сфере электроэнергетики были подведены итоги эффективности принятых ранее законодательных актов, в том числе 307-ФЗ. Было отмечено, что результаты работы над данным вопросом оказались более чем неутешительными. По всей стране долг за электроэнергию за 2016 год возрос на 12,6% (по Краснодарскому краю — на 16,7%). В целом за энергоресурсы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года задолженность возросла на 16,1%. На заседании был сделан вывод, что 307-ФЗ не дает того эффекта, который ожидался. На совещании также было отмечено отрицательное влияние использования нормативов при определении расчета платы за общедомовые нужды. Из-за этого граждане теряют стимул использования общедомовых приборов учета.
С начала 2017 года управляющие компании (далее — УК) Краснодарского края нарастили просроченную задолженность за услуги тепло-, электроснабжения, что говорит об их неудовлетворительной работе со своими жильцами по вопросу своевременности оплаты за услуги и погашению сложившихся долгов. Наибольшая сумма задолженности управляющих компаний и населения числится за самую дорогостоящую услугу — услугу отопления и горячего водоснабжения — 1,35 млрд руб. По данным министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края, на 1 апреля 2017 года общая задолженность за поставленные ресурсы в регионе выросла и составляет: за тепловую энергию — 2,8 млрд руб., за услуги водоснабжения и водоотведения — 2,5 млрд руб. Самый большой долг за потребленный газ — 6,3 млрд руб., за электроэнергию — 5,6 млрд руб.
Основные неплательщики за поставленную тепло- и электроэнергию — это управляющие компании, коммунальные предприятия и, к сожалению, предприятия, подведомственные Министерству обороны. Так, в связи с лишением статуса гарантирующего поставщика «Оборонэнергосбыта» все потребители на территории Краснодарского края заключили договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком ОАО «Кубаньэнергосбыт» и АО «НЭСК». Однако с заменой сбытовой компании платежная дисциплина не повысилась из-за недофинансирования со стороны Министерства обороны РФ. Общая дебиторская задолженность предприятий, подведомственных Минобороны, перед «Кубаньэнергосбытом» достигла 449,9 млн руб. Практика показывает, что коммунальные структуры Минобороны РФ периодически банкротятся и передают подведомственное имущество новому преемнику, который повторяет судьбу своего предшественника. Отключить же объект Минобороны за долги практически невозможно.
Участники круглого стола утверждают настоящей резолюцией следующие решения и рекомендации, выработанные и одобренные в ходе его проведения:
1. Обратиться в Законодательное собрание Краснодарского края (далее — ЗСК) с просьбой выступить с законодательной инициативой по внесению изменений в действующее законодательство, предусматривающей:
внесение изменений в Гражданский и Жилищный кодексы Российской Федерации, направленных на закрепление задолженности по коммунальным услугам за жилым (нежилым) помещением, а не за конкретным собственником (собственниками), в связи с чем предлагается законодательно закрепить обязанность по погашению задолженности, вне зависимости от момента возникновения задолженности, за текущим собственником.
Факт наличия задолженности по коммунальным платежам может стать реальной проблемой по отчуждению объекта недвижимости. При этом собственник никак не будет юридически ограничен в совершении самой сделки — ограничения будут носить экономический характер. При совершении сделки накопленный долг будет учитываться при определении стоимости объекта недвижимости и, скорее всего, будет понижать эту стоимость. Новый собственник объекта недвижимости будет являться более платежеспособным, чем предыдущий собственник, или по крайнее мере он будет осознавать возможность взыскания с него задолженности и принимать решение о совершении сделки, исходя из данного обстоятельства. Внедрение предлагаемого подхода позволит, не ограничивая правомочий собственника в распоряжении имуществом, повысить платежную дисциплину по оплате коммунальных платежей.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации :
2.1. Внести в ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» дополнительный пункт о том, что Правила организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации, должны содержать:
порядок расчета объема потребленной тепловой энергии, применяемой для нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, где проходят централизованные внутридомовые инженерные системы отопления (стояки, трубы и т. п.);
— введение в названные Правила соответствующего специального Порядка расчета объема потребленной тепловой энергии.
2.2. Внести изменения в Жилищный кодекс РФ и в Положение о лицензировании, которые устанавливают обязанность органов управления управляющей организации соблюдать требования Правил по управлению многоквартирным домом (нарушением Правил считается неосуществление расчетов за поставки коммунальных ресурсов, подп. «ж» п. 4 Правил).
2.3. Дополнить Правила заключения договоров ресурсоснабжения обязанностью включать в договор условие о неустойке за непредоставление управляющей организацией данных об объемах неучтенного потребления энергоресурсов в МКД.
3. Опираясь на практику раскрытия потребителей (в переводе на прямые договоры членов некоммерческих садовых и дачных товариществ) в Краснодарском крае, участники круглого стола отмечают видимую необходимость:
— реализации единой технической политики для потребителей и энергосбытовых компаний, синхронизированной с территориальными сетевыми организациями, для оптимизации фактических потерь электроэнергии до экономически обоснованного уровня. В противном случае потери в сети (до 50%) будут ложиться на сетевые компании и в итоге распространятся через тариф на всех жителей региона, а неплатежи будут расти пропорционально разрыву между «большой» и «потребительской» энергетикой. Приведение собственниками сетей в соответствие с Правилами эксплуатации энергоустановок потребителями и узаконивание права собственности — это наиболее прогрессивный путь к консолидации «потребительских» сетей с последующей передачей на баланс легитимных ЭСК.