«Универсалмаш» готовится к демобилизации
ГК «Кировский завод» намерена компенсировать выпадающие доходы из-за снижения гособоронзаказа
Группа «Кировский завод» перенесет производство промышленной техники с Петербургского тракторного завода (ПТЗ) на АО «Универсалмаш» (оба предприятия являются «дочками» группы). К 2019 году «Универсалмаш», выпускающий продукцию военного назначения, будет производить всю линейку продукции, которая ранее была закреплена за ПТЗ. Переход на гражданские рельсы необходим заводу для компенсации контрактов по гособоронзаказу, которые он прекратит выполнять начиная с 2019 года.
Группа «Кировский завод» наладит выпуск промышленной техники на мощностях завода «Универсалмаш», рассказал “Ъ” генеральный директор Кировского завода Георгий Семененко. «Мы планируем переводить на “Универсалмаш” промышленную технику с Петербургского тракторного завода. Это достаточно логично, потому что для ПТЗ ключевой продукт — это сельскохозяйственные машины, а промышленные машины — такой нелюбимый пасынок. Поэтому от этого решения всем будет хорошо», — пояснил господин Семененко. Тем временем Петербургский тракторный завод сконцентрируется на производстве сельскохозяйственной техники.
На «Универсалмаше» будет организовано производство всей линейки промышленной техники, выпускаемой ПТЗ, в том числе универсальных дорожных машин, бульдозеров, фронтальных погрузчиков, роторных снегоочистителей, самосвалов. Выпуск промтехники на площадке предприятия начнется через два года. Общий объем инвестиций в развитие «Универсалмаша» в течение 2017–2019 годов составит 400 млн рублей, в том числе в эту сумму войдут затраты на диверсификацию предприятия. Точную стоимость проекта господин Семененко назвать затруднился, объяснив это тем, что часть технологических переделов предприятий (раскрой и сварка металла, подготовка поверхностей, окраска, механическая обработка) совпадает. По его словам, перепрофилирование производства будет осуществлено «без роста кредитного портфеля или с минимальным его ростом».
При этом расширять линейку промышленной техники на Кировском заводе пока не планируют. Как пояснил Георгий Семененко, все новые продукты компания представила в прошедшие два года.
Как ранее писал “Ъ”, необходимость перевода «Универсалмаша» на гражданские рельсы возникла после того, как Минобороны приняло решение с 2019 года не предоставлять предприятию государственный оборонный заказ (ГОЗ) на производство шасси. Помимо этого, оборонное ведомство вдвое сократило текущий госконтракт с «Универсалмашем» на производство 80–90 шасси для ЗРК — с 10 до 5 млрд рублей.
Завод «Универсалмаш» специализируется на производстве гусеничной техники военного назначения. Основная продукция предприятия — гусеничные шасси для ЗРК С-300В4, выпускаемые в рамках ГОЗ. По итогам 2015 года предприятие показало прибыль в 12,55 млн рублей и выручку в 1,5 млрд рублей. Финансовые показатели «Универсалмаша» за 2016 год в пресс-службе Кировского завода “Ъ” не предоставили, сославшись на то, что предприятие работает с гособоронзаказом.
Покрыть снижение гособоронзаказа Кировский завод также планирует за счет выпуска новой модели трактора малой мощности «Кирюша». Серийное производство машины стартует летом-осенью 2017 года, а инвестиции в проект составят 3,5 млрд рублей. Сейчас предприятие ведет испытания новой модели и завершает подготовку производства к ее выпуску. В качестве основных конкурентов «Кирюши» на Кировском заводе называют Харьковский тракторный завод и импортные машины классической компоновки.
Группа «Кировский завод» развивает промышленные активы в области военного машиностроения, металлургии, сельскохозяйственного, энергетического машиностроения, владеет предприятиями социальной сферы и управляет недвижимостью. По словам Георгия Семененко, в 2016 году консолидированная выручка группы составила 21,4 млрд рублей, и она вышла в прибыль. При этом показатель консолидированной чистой прибыли предприятие не раскрывает.
С учетом большого опыта и современной производственной базы у «Универсалмаша» есть хорошие шансы занять свою долю рынка и компенсировать со временем выпадающие доходы от оборонного заказа, считает старший аналитик ИК ЛМС Дмитрий Марков. По оценке эксперта, с конца 2016 года на рынке строительно-дорожной техники наблюдается оживление, а в 2017 году прогнозируется рост продаж на 30%.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в последние месяцы 2016 года на российском рынке дорожно-строительной и спецтехники впервые за четыре года наметилось восстановление спроса. В первом квартале 2017 года АЕБ зафиксировала продолжение этой тенденции: за этот период продажи выросли на 29%. Но для того, чтобы вернуться к докризисному уровню, рынок должен вырасти на 300–400% к уровню 2016 года, считают в АЕБ.