Живя в будущем
Спецпроект: Особое мнение
Думаю, что никто не будет спорить с тем, что причина обширных экономических изменений лежит в фундаментальных открытиях. Экономика всегда следует за наукой. 10 000 лет назад знания о сельском хозяйстве превратили охотников в оседлых жителей. И началась история государств. В последние десятилетия открытия в области физики твёрдого тела подарили нам космические корабли, компьютер и Интернет, мобильный телефон. И общественные отношения ушли в сетевые сообщества.
Новый экономический цикл всегда начинается с того, что наука узнает что-то новое о том, как устроен мир. Научные открытия превращаются в технологии, которые превращают новые научные знания в производственные возможности. Когда жизненный цикл экономики достигает зрелости, к новым технологиям обращается почти каждая компания. В конце концов, экономика «стареет», некогда новейшая технология становится доступной всем, мы извлекаем более глубокие знания из открытий, применяем их в производственных процессах, и они начинают влиять на общественную организацию нашего общества. Вот, собственно, и вся теория, о которой писал еще Карл Маркс, сводя любые изменения в общественной жизни к развитию производительных сил.
Так нашу жизнь покинули грампластинки и пейджеры, медленно исчезают троллейбусы и трамваи, лампы накаливания, библиотеки, будильники и бумажная картография. Вместо них нашими друзьями становятся планшеты, сотовые телефоны, навигаторы, электронные кошельки и биткоины. Вместо индустриальной грядет информационная экономика, которая меняет не только способы общения, работу со знаниями, но и философию жизни и управления.
Надо признаться, информационная экономика началась не так давно и не успела достигнуть пика своей зрелости. Так что новая экономика пока активно штампует технологии. Если послушать предсказания технического директора Google Рэймонда Курцвейла, то человечество в ближайшее будущее ждет много нового. Так, к 2019 году провода и кабели для персональных и периферийных устройств любой сферы должны уйти в прошлое. К 2021 году беспроводной доступ к интернету покроет 85% поверхности Земли. А в 2022 году в США и Европе будут приниматься законы, регулирующие отношения людей и роботов. 2024 год – элементы компьютерного интеллекта станут обязательными в автомобилях. Людям запретят садиться за руль автомобиля, не оборудованного компьютерными помощниками.
По его словам, темпы роста вычислительной мощности устройств в будущем будут только увеличиваться, что в конечном итоге приведет к заветной технологической сингулярности, то есть ситуации, когда технический прогресс будет за гранью понимания человека. Согласно его прогнозам, это произойдет уже в 40-х годах этого века.
Но самое интересное в том, что наряду с экономикой информационной человечество одновременно вступило в конце прошлого века в молекулярную экономику, которая сегодня проходит начальную технологическую стадию, когда нанорешения начинают отвоевывать реальное место на мировом рынке. Поступь данной экономики напоминает фантастические романы прошлого века. Но это данность сегодняшнего дня. И мы помним, что любые технологические новинки или производительные силы создают новые общественные устои, нормы поведения, общечеловеческие ценности и стандарты жизни. Человечество ждет масса социальных потрясений - от появления новых луддитов до конкуренции с роботами.
В мире, который красочно описан в романах Оруэлла, Александра Беляева, братьев Стругацких и иных фантастов, мы с вами уже живем. Через несколько лет никого не будут удивлять бытовая техника, работающая на совмещении технологий информационной и молекулярной экономик.
А пока вот о чем пишет солидная пресса
Ученые Института науки и технологий в городе-метрополии Тэгу (Республика Корея) на пороге открытия, способного изменить судьбу человечества. Они смогли выявить вещество, которое не просто замедляет процессы старения, но даже омолаживает клетки. Корейские ученые в ходе экспериментов на клетках неожиданно выяснили, что обернуть процесс старения вспять помогает соединение KU-60019. Оно блокирует белок АТМ - серин/треониновую протеинкиназу. Уровень фосфорилирования снижается, следовательно, состарившиеся клетки восстанавливают свои «молодые» функции.
Ученые создали биофлешку – живое устройство для записи информации. Команда исследователей из Гарвардского университета разработала новый метод записи информации в генетический код живых клеток бактерий. Ученые успешно внедрили в ДНК 100 байт информации, однако уверяют, что это не предел: уже известные бактерии могут хранить до 3000 байт, а искусственно синтезированные – во много раз больше, сообщает ZME Science. Хранение информации в ДНК не является новой идеей. Этим уже миллионы лет занимается сама природа.
В 2016 г. на одном из международных форумов специалисты Юго-Западного госуниверситета представили прототип отечественного тяжелого экзоскелета. Помните необычную конструкцию, «костюмы» Железного человека или Терминатора в одноименных фильмах? Супергерои облачены в прочную защиту, которая оснащена «умной» электроникой и оружием. Благодаря этим костюмам герои обладают нечеловеческими способностями: передвигаются с большой скоростью, высоко прыгают и легко разбивают любые преграды. Проще говоря, экзоскелет – это усилитель человеческих мускулов. Судя по заявлениям, которые сделал глава Ассоциации предприятий ОПК - производителей медицинских изделий и оборудования Александр Кулиш, экзоскелеты могут выйти в серийное производство уже через 5 лет.
Инженеры из Миннесотского университета Шуан Чжуан Го и Майкл Макалпин разработали технологию печати трехмерных сенсорных устройств, которые могут прекрасно растягиваться, не теряя при этом своих свойств. Ученые получили сенсорную ткань, которая может стать основой чувствительной кожи для роботов. Открывается также путь к созданию устройств, которые, будучи встроенными в кожу человека, позволят проводить постоянный мониторинг состояния его здоровья.
Ряд таких сногсшибательных новостей читатель может найти и без меня. Главное, что я хочу, это выделить главный факт – мы давно живем в будущем.
И потому каждый, кто пытается вести бизнес, в следующие десять лет столкнется с двумя основными силами. Первая — это окружающая среда, где скорость изменений выросла в два раза, а нестабильность увеличилась, выдвинув на первый план потребность адаптации. А вторая – начало нового экономического цикла, в котором структура нашего внутреннего валового продукта (уже менявшаяся в прошлом: от сельского хозяйства к промышленным товарам, от товаров к услугам, от товаров и услуг к информации) снова изменится, на этот раз в пользу молекулярных технологий.
И этот вызов рынка меняет все классические подходы в планировании, маркетинге, работе с кадрами. Компании обязаны стать адаптивными предприятиями, то есть предприятиями, легко реагирующими на быстрые изменения внешней среды и использующими эти изменения для бизнес-успеха. А способы управления в таких компаниях обязаны напоминать способы, благодаря которым природа смогла обеспечить сохранение и развитие всего жизненного многообразия нашей планеты. Все больше и больше становятся популярными парадигмы «живой компании», как нового этапа развития управленческой науки.
В индустриальную эру мы использовали технологии, которые приводили к изменениям в самом управлении изменениями. Технологический подход к оргструктурам применял те же понятия, что и при конвейере. Сегодня мы используем информационные технологии – электронную почту, системы компьютерного проектирования, ERP, чтобы управлять сетевой организацией. Информационные технологии создания сетей приводят к слияниям компаний, появлению социальных сетей, единому языку. Так и открытия в области эволюции живой материи будут формировать наше общество.
В эпоху перемен пытаться следовать классическим канонам ведения дел убийственно. Меняется все – технология производства, продукт, система управления персоналом, интересы общества. И те компании, которые делают ставку на конвейерный принцип работы, линейно-функциональную структуру, выжимание из активов максимум прибыли, очень сильно рискуют остаться на свалке истории.
Для государственной системы и территориального управления я бы выделил две задачи. Конечно, во-первых, необходимо перестать поддерживать прошлое и вливать бюджетные ресурсы в неинновационные сферы. Если уж есть приоритетные области для поддержки, то это сфера молекулярной и информационной экономик: композитные материалы, современные средства связи и транспорта, современная фармакология, робототехника, генная инженерия. Территория, где произойдет этот прорыв, будет через десяток лет самым передовым регионом страны.
И второе. Социализация общества, которое живет в информационно-молекулярной экономике, имеет абсолютно иные законы. И эти законы пора открывать и учиться в них работать. Такое общество характеризуется не только изменением характера производства, но и, в первую очередь, трансформацией потребностей и ценностных ориентиров человека. Носимая электроника начнет вытесняться имплантируемой. Мы научимся эффективно бороться с процессами старения и будем постоянно продлевать свою жизнь с помощью нанороботов и других технологий.
Что можно ожидать от увеличения среднего стажа работы сотрудника, так как пенсионный возраст практически перестанет существовать? Будет ли работа молодым специалистам? Как поменяется система пропаганды государственных решений в условиях социальных сетей? Насколько останется приоритетной задача увеличения рождаемости? Какими элементами должна обрасти средняя школа и методика обучения? Чему учить в высшей школе, если скорость изменений экспоненциальна? Сохранится ли бесплатная медицина в эру дорогих медицинских открытий и внутренних капсул-докторов? Как стать «живой республикой», в которой работают «живые компании»?
Ответы скоро. Если верить Курцвейлу – через пару десятков лет.