Средства массовой агрегации
Законопроект о товарных агрегаторах подправили ко второму чтению
Чиновники и правительственные эксперты согласовали поправки к закону «О защите прав потребителей», регулирующие работу агрегаторов товаров и услуг, крупнейшим из которых считается «Яндекс.Маркет». По мнению участников рынка, в законопроекте появилось корректное распределение ответственности между агрегатором и продавцом, а сами поправки максимально учитывают интересы потребителей и специфику бизнеса таких сервисов.
В распоряжении “Ъ” оказались поправки к закону «О защите прав потребителей», подготовленные и согласованные на площадке «Открытого правительства». Текст законопроекта дополняется пунктом об обязанности агрегатора довести до сведения потребителя информацию о себе и продавце, при этом из него исключен ряд подпунктов, которые вызвали резкую критику экспертов и участников рынка.
Законодательное определение агрегатора в новеллах ко второму чтению звучит как «агрегатор информации о товарах (услугах)». То есть такие сервисы будут предоставлять сведения именно о конкретных предложениях, предоставленные продавцом или исполнителем. «Необходимо отграничить информацию о конкретном предложении от любой информации, которая может распространяться через агрегатора (реклама, обзоры, справочная информация)»,— говорится в примечании к этой поправке.
Согласно таблице поправок, из них исключили нововведения, предписывающие обязательный возврат агрегатором предоплаты потребителю, если сервис предоставил ему недостоверную информацию,— на это ранее предлагалось отвести десять дней. Кроме того, принятый в первом чтении проект по сути уравнивал продавца и агрегатора в отношении ответственности за достоверность информации о товаре, против чего также протестовали участники рынка.
«Теперь агрегатор несет ответственность перед потребителем за понесенные убытки, однако если он добровольно вернул покупателю предоплату, ответственность с него снимается,— констатирует президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров.— Не несет агрегатор ее и в случае, если самовольно не изменял информацию о товарах и услугах. Если карточка товара была изначально сформирована продавцом, и агрегатор, не искажая информации, показал ее потребителю, то ответственность за информацию будет нести продавец. Если же агрегатор скорректировал и дополнил характеристики, которые ввели в заблуждение, то он, безусловно, виноват».
Дмитрий Мариничев, интернет-омбудсмен, на заседании комиссии РСПП по связи и информационно-коммуникационным технологиям в апреле
Какие изменения в закон надо внести? Мой ответ — никаких, этот закон нужно умножить на ноль
В обсуждении проекта на площадке «Открытого правительства» совместно с экспертами участвовало и Минэкономики, подтвердила представитель этого ведомства Елена Лашкина. По ее словам, правительство поручило разработчику проекта Роспотребнадзору и другим ведомствам при участии экспертного совета при правительстве РФ подготовить законопроект ко второму чтению и доложить о результатах. В Роспотребнадзоре “Ъ” заявили, что выполнят «все процедуры, предусмотренные регламентом, в том числе в части публичных обсуждений и получения необходимых заключений».
По словам главы комитета Госдумы по информполитике Леонида Левина, второе чтение законопроекта состоится «скорее всего, в ходе осенней сессии» (с 29 августа по 31 декабря 2017 года).
Текущая версия поправок удовлетворяет экспертов и участников рынка, в том числе «Яндекс.Маркет», считающийся крупнейшим агрегатором рунета. По данным Mediascope, его аудитория в мае составила 19,4 млн россиян 12–64 лет; кроме того, там значилось около 144 млн предложений от 21,5 тыс. магазинов. По мнению представителя «Яндекс.Маркета», поправки максимально учитывают интересы потребителей и специфику бизнеса агрегаторов. «Мы ожидаем, что представленные поправки будут учтены в полной мере и позволят, с одной стороны, обеспечить защиту потребителей, а с другой — сохранить конкурентоспособность российских интернет-магазинов и агрегаторов»,— отметили в этой компании.
Поправки во многом снимают замечания индустрии, предлагают хороший баланс между защитой прав потребителей и интересами развития отрасли электронной торговли и вполне соответствуют европейскому опыту регулирования, соглашается руководитель аналитического отдела Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Они разграничивают ответственность агрегатора и продавца и упрощают возможность получения компенсации, вместе с тем защищая от потребительского «терроризма», констатирует эксперт.