Школьников не оставят в опасности
ОБЖ может стать обязательным уже в пятом классе
В Минобрнауки рассматривают возможность введения обязательных уроков ОБЖ в пятом и шестом классах, а не в восьмом, как сейчас. Причиной стали результаты национального исследования качества образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (есть в распоряжении “Ъ”). Контрольная работа и анкетирование проводились Рособрнадзором в апреле этого года с участием почти 60 тыс. школьников по всей России. В целом они показали невысокий уровень знаний по предмету: почти 23% шестиклассников выбрали опасное для жизни или здоровья поведение в тестовой ситуации.
В первом национальном исследовании качества образования (НИКО) по ОБЖ в апреле 2017 года участвовали более 7 тыс. шестиклассников и девятиклассников и 42 тыс. восьмиклассников из 75 регионов. Ученики восьмых и девятых классов писали контрольные работы, а шестиклассники отвечали на вопросы анкеты, которая включала вопросы о моделях поведения в потенциально или реально опасной жизненной ситуации. Задания относились к базовому уровню и проверяли знание детьми «основ комплексной безопасности личности, средств защиты от чрезвычайных ситуаций, основ противодействия терроризму, экстремизму и наркомании», отмечают в Рособрнадзоре. Вопросы были разделены по тематическим блокам, часть ответов отмечалась как «рискованные»: дети, выбравшие определенное число таких ответов, попадали в зону риска. «Это, например, варианты, когда ребенок решает перейти на красный свет при пустой улице или приглашает в гости интернет-знакомого»,— пояснил руководитель проекта НИКО Сергей Станченко.
Как следует из материалов Рособрнадзора, исследование показало невысокое качество освоения школьниками предмета ОБЖ. Среди шестиклассников в зону риска попали почти 23%. Так, выяснилось: более четверти шестиклассников оценивают свое умение плавать как хорошее, то есть, как им кажется, могут проплыть несколько сот метров. Чем выше школьники оценивают свое умение плавать, тем чаще они готовы пойти купаться без разрешения родителей. От 18% до 30% восьми- и девятиклассников не усмотрели опасности в ситуациях съемки селфи на перилах балкона или на подоконнике, во время езды на велосипеде, приманивания дикого животного в зоопарке (с рукой, засунутой в клетку). В контрольной работе подросткам предлагалось, например, объяснить, чем опасна ситуация, когда молодой человек на роликовой доске цепляется за движущийся автобус. «Почти пятая часть детей не могут объяснить, в чем здесь опасность»,— подчеркнул господин Станченко.
Среди участников НИКО в шестых классах были как школьники, в учебном плане которых есть учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), так и те, которые его не изучают. Шестиклассники, изучающие ОБЖ, на 5% чаще выбирали безопасные модели поведения и дали на 7% больше ответов, не связанных с рисками при общении в социальных сетях. «Изучение ОБЖ способствует снижению рисков»,— резюмируют в Рособрнадзоре. «ОБЖ — особенный предмет, по нему нет государственной итоговой аттестации и практически не проводится процедур оценки знаний. В то же время безопасность жизни не просто школьный предмет»,— настаивает господин Станченко. «Сложившаяся система преподавания ОБЖ малоэффективна»,— признают в Рособрнадзоре. По итогам исследования в службе предложили ввести обязательно изучение предмета с пятого класса (сейчас обязательное изучение предмета начинается с восьмого класса).
В Минобрнауки пообещали рассмотреть такую возможность. «Введение еще одного предмета в более ранних классах, конечно же, требует обсуждения, и мы это будем вместе с коллегами делать»,— отметила замминистра образования и науки РФ Татьяна Синюгина. Введение дополнительных часов по ОБЖ не должно происходить за счет сокращения других предметов, обучение следует проводить в рамках внеурочной деятельности, что должно обеспечить интерес со стороны самих учеников, считает директор центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский: «Необходимость введения ОБЖ в пятых-шестых классах есть, но процесс изучения ОБЖ можно превратить в игру, заниматься практической деятельностью, пойти в лес, например. Нужно моделировать ситуации».