История договорных отношений Кремля и Татарстана
11 июля депутаты Госсовета Татарстана обратились к Владимиру Путину с просьбой продлить договор о разграничении полномочий между федеральными властями и регионом. Срок действия соглашения между Москвой и Казанью истекает 24 июля.
31 марта 1992 года все регионы, кроме Татарстана и Чечни, подписали с центром Федеративный договор, закрепивший федеративное устройство страны. Власти Татарстана потребовали заключения отдельного соглашения, заявив, что договор лишит регион суверенитета, одобренного на референдуме в марте 1992 года. В результате противостояния Казани с центром в республике были сорваны выборы декабря 1993 года в Госдуму и Совет федерации, а также референдум о принятии Конституции РФ.
15 февраля 1994 года президенты РФ и Татарстана Борис Ельцин и Минтимер Шаймиев подписали договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий». Документ дал региону исключительное право распоряжаться землей и ресурсами, создать систему госорганов, формировать бюджет, иметь свое гражданство и участвовать в международных отношениях. Срок действия договора не ограничивался. Впоследствии договоры с центром заключили еще 45 регионов.
31 августа 2000 года президент России Владимир Путин назвал несоответствие федеральных и местных законов «миной замедленного действия», которая должна быть «изъята и уничтожена». В июне 2001 года для изменения договорной системы создана комиссия под руководством Дмитрия Козака. По ее рекомендациям 4 июля 2003 года принят новый закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ», установивший, что все договоры между центром и регионами должны быть переутверждены федеральными законами в течение двух лет. В Кремле дали понять, что массового перезаключения договоров не будет.
Кроме того, в 2000 году Генпрокуратура начала борьбу за отмену не соответствующих федеральному законодательству пунктов конституции Татарстана, в частности о суверенитете, о гражданстве, об обязательном двуязычии президента и других. В марте 2004 года все спорные пункты были признаны Верховным судом Татарстана незаконными.
В октябре 2005 года Госсовет Татарстана одобрил новый проект договора, подготовленный при участии полпредства президента в Приволжском федеральном округе. По сравнению с 1994 годом Казани удалось отстоять позиции лишь по двум вопросам — нефтяному и языковому. 8 ноября 2006 года Владимир Путин внес проект в Госдуму.
9 февраля 2007 года Госдума утвердила новый договор о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и Татарстаном. Несколько дней спустя он был отклонен Советом федерации, обнаружившим в тексте ряд положений, противоречащих Конституции. Уточненная версия была принята в июне и утверждена федеральным законом от 24 июля 2007 года сроком на десять лет. Согласно договору, Татарстан имеет право на совместное с федеральным центром решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями республики. На сегодняшний день Татарстан остается последним субъектом РФ, у которого есть договор о разграничении полномочий с федеральными властями.
В декабре 2016 года спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин заявил, что власти республики будут настаивать на продлении договора о разграничении полномочий. Нынешний президент Татарстана Рустам Минниханов, возглавляющий республику с 2010 года, также заявил, что новый договор «ничего плохого никому не принесет, только хорошую динамику развития».