Сети зажали в сроки
Потери электроэнергии на Юге снижаются благодаря упрощению процедуры техприсоединения объектов
Ускорение процедур технологического присоединения к электросетям позволяет решать одну из наиболее острых проблем энергетики южных регионов России — наличие больших объемов безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии. Однако в силу специфики южной экономики, где чрезвычайно велика доля мелких потребителей, безотказно действующие в большинстве случаев алгоритмы техприсоединения выработать крайне сложно. Выход из этой ситуации энергетикам и экспертам видится в более активном участии в решении вопросов энергоснабжения местных властей, а также в стимулировании заявителей более ответственно подходить к расчетам необходимой им мощности.
Позитивная динамика
Судя по данным энергетиков о динамике техприсоединения к сетям новых потребителей, экономический кризис всерьез затронул далеко не все южные регионы. Например, по словам руководителя департамента перспективного развития и технологического присоединения ПАО «МРСК Северного Кавказа» Сергея Брема, проведение политики импортозамещения в сфере сельского хозяйства в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии привело к росту числа заявок на техприсоединение объектов агропромышленного комплекса. Так, за первое полугодие 2017 года филиал «Каббалкэнерго» осуществил 589 присоединений к своим сетям на 14 МВт, что на 46 присоединений больше, чем за тот же период годом ранее.
Сейчас МРСК Северного Кавказа занимается формированием удобных для заявителя онлайн-каналов взаимодействия с компанией. На сайте можно подать онлайн-заявку на техприсоединение, а через «личный кабинет» отслеживать весь процесс — от ее рассмотрения до направления договора. Кроме того, в МРСК Северного Кавказа действует контакт-центр, в котором можно в круглосуточном режиме получить ответы на вопросы по техприсоединению. Планируется создать тематическое мобильное приложение и усовершенствовать сервис приема обращений потребителей через сайт компании вплоть до ввода текущих показаний приборов учета.
В ростовском филиале ПАО «МРСК Юга» за 2016 год специалисты приняли и обработали 130 тыс. обращений потребителей, относительно предыдущего года число онлайновых и офисных обращений выросло на 18,5%. В МРСК Юга был сделан акцент на предоставление услуг по техприсоединению через сеть многофункциональных центров (МФЦ). Пилотный эксперимент по оформлению заявки по принципу «одно окно» запущен в апреле 2015 года в Таганроге, и сейчас в Ростовской области по такому принципу организована работа в 33 офисах МФЦ. Начиная с марта такую же возможность получили и индивидуальные предприниматели и бизнес Астраханской области в 18 региональных МФЦ.
Объемы нового техприсоединения можно считать хорошим индикатором инвестиционной и в целом экономической активности на той или иной территории. Для самих же энергетиков доступность услуг по техприсоединению к сетям является одним из главных инструментов снижения потерь, прежде всего за счет сокращения безучетного и бездоговорного потребления (в первом случае присутствует договор, но не ведется учет электроэнергии, во втором какие-либо документы о подключении к сети вообще отсутствуют). Например, в зоне ответственности ПАО «Кубаньэнерго» (Краснодарский край и Адыгея) в прошлом году в сравнении с 2012 годом объем выявленного безучетного потребления вырос в пять раз, а объем выявленного бездоговорного потребления снизился более чем вдвое. При этом за последние пять лет количество поданных в «Кубаньэнерго» заявок на техприсоединение увеличилось более чем в 2,2 раза, с 16,4 тыс. в 2012 году до 36,3 тыс. в 2016-м.
«Эти данные подтверждают зависимость снижения объемов воровства электроэнергии от прозрачности процедуры техприсоединения. Безусловно, прозрачность процедуры подачи заявки, сокращение количества предоставляемых документов и — самое важное — сокращение сроков рассмотрения заявки снижают уровень злоупотреблений со стороны юридических и физлиц в части бездоговорного и безучетного потребления»,— констатирует первый заместитель генерального директора ПАО «Кубаньэнерго» — директор филиала «Сочинские электрические сети» Эдгар Армаганян.
Южный акцент техприсоединения
Как известно, еще несколько лет назад техприсоединение к электросетям было одним из самых запущенных сегментов в отечественных инфраструктурных отраслях: в начале нынешнего десятилетия Россия занимала по скорости присоединения к сетям одно из последних мест в мире. Именно поэтому повышение доступности энергетической инфраструктуры стало одним из первых проектов Агентства стратегических инициатив (АСИ). Благодаря совместным с сетевиками мероприятиям в рамках разработанной «дорожной карты» Россия в нынешнем году в глобальном индексе доступности энергоресурсов Всемирного банка поднялась уже на 30-ю строчку, а в 2020 году предусмотрен выход на 20-е место. «Сейчас уже 21 субъект федерации продемонстрировал сроки оказания услуг техприсоединения новых объектов 90 дней. В Татарстане, Санкт-Петербурге есть практика заключения договоров в течение десяти дней»,— отмечает представитель управления специальных проектов по улучшению инвестиционного климата АСИ Вячеслав Спирин.
Однако энергетики уточняют, что целевые сроки техприсоединения, предусмотренные «дорожной картой»,— это в некотором роде «средняя температура по больнице». «Москва и Санкт-Петербург — это не Дагестан, и сравнивать условия подключения объектов к сетям в данном случае некорректно»,— отмечает советник генерального директора ПАО «Россети» Антон Колесников. По его мнению, в субъектах СКФО для упрощения процедур техприсоединения, скорее всего, потребуется внесение изменений в действующие законодательные акты, также остро стоит вопрос об упрощении процедуры получения разрешения на проведение работ по строительству объектов энергетики, решения вопросов, связанных с оформлением земельных участков. «Оформление документации на 70% влияет на сроки техприсоединения новых мощностей. Не менее важно предусмотреть расходы на льготное присоединение объектов мощностью до 150 кВт — вопрос должен рассматриваться на уровне региональных тарифных комиссий»,— отмечает господин Колесников.
При этом и представители АСИ, и сетевики делают упор на то, что ответственность за достижение целевых показателей по техприсоединению несут региональные органы власти, призывая их более активно включаться в решение соответствующих вопросов. Однако у руководства регионов в данном случае есть «своя правда». Например, бывший министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Евгений Куделя не раз подчеркивал, что одним из сдерживающих факторов в сфере инвестиций в гостиничные проекты является именно нехватка сетевой инфраструктуры. Та же «Кубаньэнерго», отмечал Куделя, строит новые сети быстро и качественно, но при одном условии — наличии финансирования. Впрочем, сетевики, со своей стороны, тоже могут упрекнуть чиновников в инертном отношении к данному вопросу. Но в ситуации необходимости сокращения бюджетных расходов рассчитывать на то, что местные власти серьезно вложатся в сети или подстанции, явно не приходится, поскольку строительство инфраструктуры для развития бизнеса не является, в отличие от социальных расходов, защищенной статьей региональных и муниципальных бюджетов.
Дело стало за малым
Но все же главной проблемой для упрощения процедур техприсоединения на юге России является сама структура экономики большинства регионов ЮФО и СКФО, где зачастую нет массы крупных потребителей электроэнергии, а основная часть заявок поступает от малого бизнеса и населения. Последнее же на Юге нередко занимается предпринимательством без какого-либо правового оформления — например, в сфере жилищного строительства.
Особенный размах возведение многоквартирных домов «на пятнах» под индивидуальное жилищное строительство приобрело в Краснодаре и Махачкале. Такие строения формируют значительную дополнительную нагрузку на энергетическую и коммунальную инфраструктуру, поскольку частные застройщики всеми правдами и неправдами пытаются превысить установленные лимиты на техприсоединение.
Например, весьма распространенной схемой является подача участниками долевой собственности на один земельный участок или объект капстроительства сразу нескольких заявлений с целью получения большего объема мощности. Законом ФЗ-35 «Об электроэнергетике» (ст. 26) оговорено, что техприсоединение носит однократный характер и в случае долевой собственности сетевая компания может принять в работу только одну общую заявку по такому объекту, однако сплошь и рядом отказ сетевиков регистрировать несколько заявок по одному объекту вызывает конфликты.
Нередко встречается и схема, практикуемая индивидуальными предпринимателями в целях удорожания принадлежащих им недвижимых активов. Сначала земельные участки или объекты капстроительства оформляются под разными кадастровыми номерами на других лиц, которые получают формальное право подать заявки на техприсоединение по льготной стоимости. Затем, получив договор и техусловия на энергоснабжение за 550 руб., предприниматель перепродает эти объекты значительно дороже своих вложений, предъявляя покупателям готовые документы на подключение к сетям.
Еще один предмет постоянной головной боли и сетевых компаний, и властей в южных регионах — многочисленные садоводческие товарищества, энергетическая инфраструктура которых не просто чаще всего находится в критическом состоянии, но и нередко имеет непонятный правовой статус. Ситуация осложняется тем, что под видом садоводств могут годами существовать обычные городские или пригородные районы. Например, в Краснодаре около 150 тыс. горожан проживают на таких территориях.
По мнению заместителя генерального директора по развитию и реализации услуг ПАО «МРСК Северного Кавказа» Константина Аликова, садоводам нужно создавать собственные территориальные сетевые организации (ТСО), поскольку их энергоактивы находятся в таком состоянии, что крупная сетевая компания не может взять их себе, не понеся значительные убытки. Однако среди участников садоводческих товариществ едва ли найдется достаточное количество людей, способных разобраться во всех хитросплетениях российского законодательства об энергетике, в том числе в сфере техприсоединения.
«Заявлениям сетевых компаний о том, что они смогли существенно упростить условия техприсоединения, действительно можно верить,— считает независимый энергоэксперт Сергей Овченков,— но пока этот процесс хорошо налажен на уровне крупных компаний наподобие „Магнита“ или застройщиков группы ВКБ, которые готовы соблюдать прозрачные правила игры в этой сфере. В случае же с населением и компаниями малого и среднего бизнеса ситуация выглядит существенно сложнее, но в этом нельзя упрекать исключительно сетевые компании. Сетевики лишь исполняют заказ со стороны бизнеса и населения на упрощение процедур техприсоединения, и не их вина, что на этапе формализации заявок возникают значительные сложности».