Ноги с колесом
Анатолий Жданов и Никита Аронов впечатлены изобилием индивидуального транспорта в Москве
Популярность велосипедов, самокатов и прочих колесных инкарнаций у населения, измотанного пробками и тяготами благоустройства, бьет рекорды: этим летом гироскутеры и моноциклы появились уже не только на столичных улицах, но и в метро.
Предприниматель Родион делится опытом:
— Доезжаю от дома до метро, складываю велосипед (это занимает 15-20 секунд) и еду до ближайшей к пункту назначения станции. Дальше снова сажусь на велосипед. Везде успеваю и никому не мешаю.
Велосипед у Родиона дорогой и специальной конструкции: складывается очень компактно, так что самые грязные части оказываются внутри и не пачкают других пассажиров. Такой велосипед весит больше обычного из-за большого количества сочленений, да и по ездовым качествам уступает. Зато с ним без проблем можно ездить в общественном транспорте.
— Ни разу у меня не возникло проблем с входом в метро. В кафе, в банках, в присутственных местах я тоже всегда появляюсь с велосипедом, и ни у кого это не вызывает вопросов,— рассказывает предприниматель.— У меня много деловых встреч в центре. И столько всего успеть ни с каким другим транспортом не получается.
Таких непривычных глазу складных велосипедов в Москве с каждым годом все больше. Они отлично подходят на роль того, что урбанисты называют транспортом последней мили. Можно построить замечательное метро, пустить трамваи и скоростные автобусы, но до всего этого пассажиру тоже надо как-то добраться. В мире проблему последней мили решают по-разному. Где-то делают ставку на каршеринг, где-то — на подвозящие автобусные маршруты, где-то — на велопрокат. Но все большую популярность приобретают индивидуальные транспортные средства. Это и складные велосипеды, с которыми потом можно спокойно ехать в метро, и самокаты, и расплодившиеся последнее время представители персонального электрического транспорта.
Москвичи осваивают электрические моноциклы, сегвеи, гироскутеры. Дошло до того, что в Мосгордуме уже собираются изменить правила пользования метрополитеном.
— Нам поступает много обращений, связанных с тем, что люди стали пользоваться самокатами, велосипедами и разными новыми транспортными средствами в метро,— говорит автор инициативы, председатель комиссии по безопасности при Московской городской думе Инна Святенко.— Это опасно и для окружающих, и для самих ездоков: ведь они могут не успеть остановиться у края платформы. В правилах метрополитена запрет на использование электротранспорта не прописан, и осенью после окончания думских каникул мы постараемся исправить это упущение.
Месяцем раньше новым транспортом озаботились и в Совете Федерации. Сенатор Вячеслав Тимченко предложил внести в ПДД правила управления гироскутерами и ограничить минимальный возраст управления персональным электротранспортом 10-12 годами.
Но первым из парламентариев заинтересовался темой депутат от ОНФ Александр Васильев. Еще в декабре он попытался прояснить статус новых транспортных средств и даже написал запрос в ГИБДД.
— Мы тогда работали над законом о внеуличном транспорте, то есть о метро и трамваях, и решали, можно ли перевозить в нем велосипеды. Тогда возник вопрос об этих новых транспортных средствах. Оказалось, что электроскейты, сегвеи и гироскутеры в России никак законодательно не урегулированы,— рассказывает депутат.
В ГИБДД Александру Васильеву ответили, что пользователи новых транспортных средств по статусу ничем не отличаются от пешеходов. У автоинспекторов даже нет отдельной статистики по происшествиям, вызванным электрическими транспортными средствами.
— К нам в статистику попадают только ДТП, в которых пострадали люди. А тут жертв пока нет,— объясняют в пресс-службе ГИБДД.
За границей жертвы уже есть, например в Китае, куда электротранспортная мода пришла раньше нашего. В Шанхае в 2015 году водитель электроскутера не успел затормозить и насмерть сбил пешехода. Виновник ДТП получил тюремный срок и заплатил штраф в 650 тысяч юаней (примерно 97,5 тысячи долларов), а по стране прокатилась волна ограничений (в Пекине и Шанхае персональный электротранспорт запретили вовсе).
Европейский комитет по стандартизации собирается до конца года разработать стандарт для персонального электротранспорта. А пока каждый член Евросоюза решает проблему по-своему. В Бельгии, например, гироскутерам, скорость которых не превышает 18 км в час, разрешают ездить по велодорожкам, а более быстрые средства приравниваются к мотоциклам. В Финляндии обладатели электрических колес скоростью до 15 км в час считаются пешеходами, а более быстрых — велосипедистами. В Германии подошли к делу бюрократически: хозяева транспортных средств не имеют права ими пользоваться без сертификатов государственной технической инспекции (для гироскутеров и сегвеев такие сертификаты есть, а для моноколес нет, поэтому все, кто пытается ездить на них по улицам, должны платить штраф).
В Великобритании, где новые транспортные средства тоже привели к жертвам (в 2015 году погиб подросток на сегвее), их полностью запрещено использовать на тротуарах. Причем применили для этого закон 180-летней давности, не позволяющий ездить по пешеходным зонам на лошади и перегонять свиней. А в США на электрических колесах и досках можно кататься только с 16 лет, дальнейшая регуляция отдана на усмотрение штата (в Нью-Йорке, например, гироскутеры сейчас запрещены).
В России пока о жестких запретах речи не идет. Даже озабоченный статусом нового транспорта депутат Александр Васильев признался "Огоньку", что тоже владеет гироскутером — любит поездить на нем по офису своего общественного движения "Убитые дороги" и размышлять...
Размышлять есть о чем. "Весь центр города перекопан. А там, где благоустройство закончено, автомобильные полосы сократили, но велосипедных дорожек так и не проложили,— сетует руководитель велосипедного движения Русвелос Петр Дворянкин.— За этот и прошлый годы в Москве не появилось вообще ни одной новой велодорожки".
Впрочем, это проблема для дисциплинированных велосипедистов. А они — в явном меньшинстве.