Гамбургский прорыв
Страсти вокруг первой, гамбургской встречи президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа не утихают до сих пор. В США, где отношения с Россией в силу разных причин оказались предметом острейшей внутриполитической борьбы, первая реакция на встречу была ожидаемо сдержанно-негативной. Сегодня непросто найти американского политика, готового безоговорочно поддержать какие-либо инициативы в пользу развития сотрудничества с Москвой. К сожалению, такая ситуация, скорее всего, сохранится в обозримом будущем, учитывая, что она отражает устойчивые настроения большинства в обеих палатах Конгресса США, да и в американской политической элите в целом.
В России итоги встречи были восприняты иначе. Складывается впечатление, что наши комментаторы давно соскучились по хорошим новостям с американского фронта. И такая восторженно-завышенная реакция на итоги саммита тоже имеет свое объяснение. Несмотря на долго повторявшиеся бравурные заявления о том, что Россия живет сама по себе и что санкции США ей нипочем, жизнь развивается по своим законам и жестко диктует свои правила. В эпоху глобализации, как бы к ней ни относиться, и отдельные страны, и их экономики действительно становятся все более взаимозависимыми, и противостоять этому процессу не дано никому. Игнорировать значение восстановления нормальных отношений с США было бы как минимум неразумно.
Оставив в стороне первые, подчас очень эмоциональные комментарии итогов переговоров двух президентов, можно заключить: встреча, без сомнения, пойдет в актив обоим лидерам. Это тот случай, когда с полным на то основанием уместно говорить, что обе стороны только выиграли и никто не проиграл.
Прежде всего важно, что такая встреча вообще состоялась. Это событие само по себе несет большой позитивный заряд. И приходится только сожалеть, что она не состоялась раньше, когда накал антироссийских страстей в Вашингтоне еще не достиг нынешних масштабов. Теперь важно закрепить практику проведения таких саммитов, придать им должную регулярность.
Встреча президентов России и США формально открыла двери для контактов на уровне администраций двух стран. Помимо регулярных переговоров глав дипломатических ведомств необходимо срочно восстанавливать контакты по линии других министерств. Москве не надо опасаться выступать инициатором таких контактов: любые задержки и проволочки будут работать не на пользу, а скорее во вред нашим отношениям. И уж тем более после встречи президентов не стоит бояться, что какие-то шаги в направлении восстановления отношений с США будут объявлены «непатриотичными». Сегодня «непатриотичными» были бы как раз действия, направленные на дальнейшее нагнетание напряженности между нашими странами,— эта напряженность все в большей степени противоречит интересам России, создавая ей дополнительные трудности внутри и вовне.
На примере России и США еще раз подтверждается старая истина: отношения легко разрушить, но очень трудно восстанавливать. Между нашими странами накопился большой груз проблем. Какие-то при желании можно решить быстро, какие-то придется передать будущим поколениям. Но при этом очевидно: долгосрочным стратегическим интересам России и США отвечает не конфронтация, а сотрудничество. Именно такой сигнал поступил из Гамбурга, когда два президента пожали друг другу руки.