Петербургский метрополитен разогнался до полтинника
ГУП хочет увеличить экономически обоснованный тариф на разовый проезд в метро до 50 рублей
ГУП "Петербургский метрополитен" подало в Смольный документы на предельное увеличение тарифа на разовый проезд в метро до 50 рублей с начала 2018 года. В 2017 году организация просила поднять тариф до 49 рублей за жетон, но комитет по тарифам Петербурга не согласился с ее доводами, приняв за экономически обоснованный тариф сумму в 45 рублей, что сегодня соответствует фактической стоимости разового проезда в метро. Итоговый размер тарифа на 2018 года будет зависеть, в частности, и от того, какую сумму субсидий готов будет выделить Смольный на покрытие выпадающих доходов подземки.
Как сообщил "Ъ" председатель комитет по тарифам Петербурга Дмитрий Коптин, метрополитен обосновывает величину необходимых расходов на следующий период. "Пока по заявке получается, что экономически обоснованный тариф, заявленный метрополитеном, составляет около 50 рублей за одну поездку с января 2018 года",— прокомментировал Дмитрий Коптин. Но по его словам, это не значит, что фактическая стоимость проезда в метро составит 50 рублей. "Итоговый тариф будет зависеть от возможностей бюджета, то есть размера субсидий ГУП "Петербургский метрополитен" на покрытие выпадающих доходов, и планируемого индекса роста",— отметил господин Коптин. Например, обосновывая свои затраты на 2017 год, ГУП "Петербургский метрополитен" просило об увеличении тарифа до 49 рублей за жетон, но комитет по тарифам Петербурга часть представленных расходов посчитал необоснованными. В итоге экономически обоснованный предельный тариф на 2017 год был утвержден в размере 45 рублей, что сегодня соответствует фактической стоимости разового проезда в метро. Дмитрий Коптин отметил, что решение о росте тарифа будет приниматься совместно с комитетом по финансам города. Точная цифра будет известна не ранее середины осени.
Сумма субсидий метрополитену из городского бюджета год от года растет. При этом пассажиропоток подземки постоянно сокращается. В комитете по транспорту Петербурга сообщили, что в 2016 году субсидия метрополитену составила 11,2 млрд рублей. На 2017 год заложены деньги в размере 12 млрд рублей. На плановый период 2018 года — 12,9 млрд рублей, а в 2019 году выплата может достигнуть 13,4 млрд рублей.
Последний раз стоимость разового проезда в метро увеличилась с января 2017 года — с 40 рублей за жетон она выросла до 45 рублей. Это произошло после того, как Смольный принял решение перейти на экономически обоснованный разовый тариф проезда. При этом стоимость проездных билетов длительного пользования поднялась не более чем на 7,7%.
В ГУП "Петербургский метрополитен" на письменный запрос "Ъ" по поводу причин увеличения тарифа в 2018 году сообщили, что вопросы приняты в работу, но ответы на них потребуют времени.
Эксперт МОО "Город и транспорт" Владимир Валдин считает, что тарифы на проезд в метро и дальше будут расти. "По мере ухудшения экономической ситуации они будут ползти вверх еще быстрее по одной простой причине: в глазах Смольного транспорт — это не инфраструктура, а бизнес. Власти ждут, что получаемая выручка будет покрывать хотя бы текущие расходы на эксплуатацию. Считаются эти затраты просто: сумма расходов делится на число перевезенных пассажиров. А так как затраты не падают, а число пассажиров постоянно сокращается, то себестоимость услуги будет расти",— пояснил господин Валдин. По словам эксперта, для увеличения популярности метро надо менять тарифную сетку и отношение с перевозчиками: их вообще не должно волновать ничего кроме транспортной работы, посредством которой обеспечиваются комфорт и мобильность населения.