Авторынок Петербурга приблизился к Европе
Маржинальность бизнеса упала до 2% на фоне возобновления роста продаж
Продажи новых автомобилей в Петербурге за полугодие выросли на 12,5% и составили 62 187 авто. При этом, по словам игроков рынка, основной доход сегодня дают сервис и реализация подержанных авто, а маржинальность бизнеса упала до 2-3%, что близко к прибыльности европейских дилеров, составляющей 1%. Значительную часть прибыли приходится отдавать кэптивным банкам производителей, предоставляющим факторинговые услуги. Все эти факторы делают автобизнес все менее привлекательным.
Рост продаж новых авто говорит о том, что дно кризиса пройдено. Но говорить о выздоровлении отрасли не приходится. Таков итог полугодия на автомобильном рынке Петербурга. За этот период реализовано 62 187 машин, 50 635 из которых продали 20 крупнейших игроков города, сообщает агентство "Auto-Dealer-СПб". В первой пятерке расположились ГК "Рольф" (продано 10 474 автомобиля), ГК "Мега Авто" (3587 машин), "Дакар" (3192 машины), ООО "Объединенная автомобильная корпорация" (ОАК) и ГК "Wagner" (2720 авто).
Наибольший рост за полугодие в топ-20 показала ГК "Мега Авто" (продает Audi, Jaguar, Land Rover, VW, Hyundai, Mazda, Mitsubishi), чьи продажи новых авто в Петербурге выросли на 67%. Благодаря чему компания и заняла второе место в рейтинге ведущих автодилеров города, уступив первое место только бессменному лидеру — федеральной ГК "Рольф". Продажи подержанных авто ГК увеличила более чем в два раза. "По выручке мы выросли на 63%, увеличив показатели с 4,2 млрд до 6,8 млрд рублей",— рассказал генеральный директор "Мега Авто" Максим Рудзит. За весь прошлый год оборот компании составил 12 млрд рублей, в 2017 году в "Мега Авто" ожидают нарастить выручку до 20 млрд рублей. К концу года темпы роста продаж замедлятся до 60%. "Нам достаточно сложно будет сохранить темпы роста в течение всего года, потому что во втором полугодии прошлого года у нас шел основной прирост продаж",— говорит он.
Административный директор "Аксель Групп" Андрей Кузьмин считает, что на рынке с прошлого года продолжается тренд подержанных автомобилей. Соотношение продаж бывших в употреблении авто к новым, по его словам, составляет четыре к одному. "Те дилеры, которые только сейчас начинают заниматься (продажей подержанных автомобилей. — "Ъ"), уже опоздали",— полагает господин Кузьмин. Подержанные авто сегодня прибыльнее для дилеров: доходы по ним в два-три раза выше, чем по новым авто. Растет и сам рынок подержанных автомобилей.
По словам генерального директора ОАК (работает с Lada, Subaru, Nissan, Chevrolet-Niva) Олега Барабанова, доходность автодилеров упала до 2-3%."Мы уже двадцать лет на рынке, который начинался с 20% доходности. Потом маржинальность опустилась до 12%. Это приводит к тому, что на рынке сегодня осталось мало автодилеров, способных тянуть инвестиции, которые были сделаны. Окупили инвестиции примерно 10-15% игроков, и происходило это в основном до 2008 года",— сказал господин Барабанов.
До кризиса производители автомобилей, исходя из роста объемов продаж, наращивали количество дилеров, выставляя для них высокие стандарты по площадям и инвестициям. "Мы пришли к тому, что сегодня российские банки, которые терпели с 2009 года, поставили табу на кредитование автобизнеса. Сегодня в стране работает 7-8 кэптивных банков автопроизводителей. Они пришли к тому, что начали зарабатывать на финансовых услугах, в том числе на услугах отсрочки платежа,— говорит Олег Барабанов.— В итоге дилер всю свою прибыль отдает на выплату процентов, которые начисляют за склады".
Дилер не является собственником приобретенного у производителя автомобиля, хранящегося на складе, из-за того, что машина находится в залоге в кэптивном банке. При этом кэптивный банк начисляет проценты по просрочке платежа, а прибыль автодилеры отдают на оплату процентов. По словам гендиректора ОАК, кэптивные банки навязывают автобизнесу кредитную ставку в размере 16% при рыночной цене кредита 12%. "По сути, вся прибыль автобизнеса уходит за пределы Российской Федерации",— резюмирует Олег Барабанов.
Объединенная автомобильная корпорация опустилась на четвертое место в общем рейтинге. Олег Барабанов отмечает, что падение продаж компании связано в первую очередь со снижением реализации Nissan по России. С сентября автозавод Nissan в Петербурге увеличит выпуск авто на 30%, что положительно скажется на продажах, считает генеральный директор ОАК.