Турбины дали реверс
Под санкции ЕС попали новые компании и чиновники Минэнерго
Евросоюз расширил санкции против России из-за скандала с поставкой турбин Siemens в Крым. Под санкции, как и предполагал “Ъ”, попали оба «Технопромэкспорта» — действующее ООО и банкротное ОАО,— их гендиректор Сергей Топор-Гилка и замминистра энергетики Андрей Черезов. Также санкции распространились на главу департамента Минэнерго Евгения Грабчака и сервисное СП с Siemens «Интеравтоматика». Вместе с тем источники в немецких дипломатических кругах уверяют, что гарантии того, что турбины не будут поставлены в Крым, были даны Германии на государственном уровне.
«Реакция на европейском уровне» на скандал вокруг поставок газовых турбин Siemens в Крым (см. “Ъ” от 26 июля) не заставила себя ждать. ЕС расширил санкции против России, объявив в пятницу, что санкционный список пополнился тремя физическими и тремя юридическими лицами. «Три физлица добавлены в список в связи с их ответственностью за поставку в Крым газовых турбин из России,— поясняется в объявлении ЕС.— Изначально они были поставлены Siemens для использования на территории РФ. Последующее перемещение их в Крым осуществлено вразрез с условиями исходного закупочного контракта с Siemens. Компании, на которые наложены санкции,— сторона контракта, закупившая турбины и ответственная за их перемещение, их текущий собственник и компания, специализирующаяся на системах контроля и связи для электростанций, в том числе в Севастополе и Симферополе».
Речь идет, как и сообщал “Ъ”, о двух структурах «Ростеха» — ООО «ВО “Технопромэкспорт”» (ООО ТПЭ), которое строит за 71 млрд руб. бюджетных средств Севастопольскую и Симферопольскую ТЭС в Крыму (мощность — 940 МВт), и одноименное ОАО, находящееся в процедуре банкротства. Также под санкции попал их глава Сергей Топор-Гилка. В список внесено и сервисное СП «Интеравтоматика», где Siemens владеет 45,72%, остальное — у структур «Ростеха» и АО ВТИ. О выходе из него Siemens уже объявила (см. “Ъ” от 21 июля).
Также санкции распространились на двух чиновников Минэнерго РФ — замминистра Андрея Черезова и главу департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Евгения Грабчака. В Минэнерго от комментариев отказались, Siemens не ответил “Ъ”, в «Ростехе» сообщили, что эти санкции никакого влияния не окажут. В МИДе в пятницу сообщили, что решение Брюсселя вызывает сожаление. «Разочарованы доводимой до абсурда политизацией вопроса, который на деле представляет собой обычный коммерческий спор хозяйствующих субъектов,— сообщил МИД.— Решительно отвергаем и попытки использовать его как пример якобы недобросовестности российских компаний».
ТПЭ в 2015 году закупил четыре турбины 165 МВт у СП Siemens и «Силовых машин» для проекта ТЭС в Тамани, которое так и не началось. В июне возможность того, что турбины оказались в Крыму, получила косвенное подтверждение в закупочных документах ТПЭ (см. “Ъ” от 15 июня). А в начале июля в блогах появилась информация о том, что две из четырех турбин уже в Крыму. Вскоре Siemens признала, что при строительстве крымских ТЭС будут применяться турбины концерна — «против его воли» и вопреки гарантиям его партнеров (см. “Ъ” от 11 июля).
Но гарантии, по данным немецкой стороны, были даны и на государственном уровне. Так, источники “Ъ”, близкие к правительству ФРГ, говорят, что немецкие официальные лица неоднократно, «до и после поставок части оборудования», ставили перед российскими коллегами вопрос о гарантиях, что турбины Siemens не попадут в Крым. По словам одного из собеседников “Ъ”, этот вопрос, в частности, поднимался на состоявшихся в Москве 22 сентября 2016 года переговорах с участием тогдашнего главы Минэкономики Алексея Улюкаева и Зигмара Габриэля, тогда занимавшего пост министра экономики ФРГ, а сейчас возглавляющего МИД. «Российские партнеры на всех этапах заверяли нас, что турбины предназначены для Тамани, а не для Крыма,— говорит собеседник “Ъ”.— Зигмар Габриэль тогда же был принят Владимиром Путиным, и тот повторил, что данное оборудование закуплено не для Крыма».
По словам чиновника, власти ФРГ тем не менее продолжали сомневаться в том, что ТЭС в Тамани будет построена, тем более что в СМИ проходила информация о возможном перенаправлении турбин в Крым. При этом после провала конкурса по ТЭС в Тамани ТПЭ пытался продать турбины, выставив их в 2016 году на торги за €166,7 млн, но это не удалось из-за отсутствия заявок (см. “Ъ” от 11 ноября 2016 года).
Немецкая сторона вновь запросила гарантий: по словам собеседника “Ъ”, эта тема поднималась в ходе визита канцлера ФРГ Ангелы Меркель в Москву 2 мая. «Она попросила Владимира Путина дать гарантии того, что турбины не пойдут в Крым. Он заверил ее, что этого не произойдет, и при этом несколько раздраженно напомнил, что такие гарантии неоднократно давались немецкой стороне»,— утверждает он. Связаться с представителем президента Дмитрием Песковым в пятницу не удалось.
Другой источник “Ъ” с немецкой стороны добавляет, что было бы ошибочно полагать, что власти ФРГ и компания Siemens лишь делали вид, что их беспокоит, куда будут поставлены турбины, а на самом деле были готовы закрыть глаза на нарушение санкционного режима ради крупной сделки. «Компания Siemens ранее не раз оказывалась в центре громких международных (коррупционных.— “Ъ”) скандалов и была вынуждена выплачивать огромные штрафы, в том числе властям США. С тех пор в Siemens строжайшие правила compliance (корпоративного поведения.— “Ъ”), и они точно не стали бы так рисковать»,— говорит собеседник “Ъ”.