Ракеты вернутся осенью
Вопреки мнению Белого дома Сенат сам решит судьбу Договора РСМД
Сенат США вчера ушел на каникулы, так и не рассмотрев проект оборонного бюджета США на 2018 год. Это означает, что вопрос о том, будет ли Вашингтон придерживаться Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), подписанного США и СССР в 1987 году, откладывается ровно на месяц. Положение о необходимости разработки запрещенных ракет вошло в проект оборонного бюджета, несмотря на возражения Белого дома. В МИД РФ надеются, что итоговый вариант документа «приобретет более разумный и приемлемый вид». Эксперты, однако, сомневаются в жизнеспособности Договора о РСМД — одного из ключевых двусторонних соглашений.
Палата представителей проект оборонного бюджета одобрила еще 14 июля (за проголосовали 344 человека, против — 81). Сенат должен был принять его не позднее вчерашнего дня, однако увяз в дискуссии вокруг реформы здравоохранения.
Между тем в этом документе есть важные для Москвы положения. Одно из них обязывает Пентагон заняться созданием крылатой ракеты наземного базирования дальностью от 500 км до 5,5 тыс. км. Пойти на такой шаг конгрессмены считают необходимым для преодоления отставания от России, которая якобы уже имеет такие вооружения в нарушение Договора о РСМД.
Напомним, в 2014 году США формально обвинили Россию в нарушении условий соглашения. По их утверждению, речь идет о новой крылатой ракете наземного базирования с дальностью полета в диапазоне от 500 до 5,5 тыс. км, которая уже прошла испытания. Судить о серьезности обвинений сложно, так как открыто о деталях нарушения США ничего не сообщают. При этом на официальном уровне Вашингтон передал Москве довольно подробную информацию — от обозначения ракеты и пусковой установки до истории испытаний и попыток скрыть предполагаемое нарушение договора. Россия обвинения отвергает, настаивая на том, что все ее программы соответствуют договорным обязательствам.
Власти РФ, в свою очередь заявляют, что договор нарушают США. Претензии Москвы относятся к размещенным в Румынии пусковым установкам противоракет (Мк 41), которые гипотетически могут быть использованы для размещения ударных средств. Кроме того, Москва обращает внимание, что США в интересах ПРО продолжают испытания с использованием ракет-мишеней, сходных по характеристикам с ракетами средней и меньшей дальности наземного базирования.
И наконец, власти РФ обеспокоены тем, что США наращивают производство и применение ударных беспилотников, которые, по мнению РФ, подпадают под содержащееся в Договоре о РСМД определение крылатых ракет наземного базирования.
При прежней американской администрации стороны провели несколько раундов переговоров, однако взаимные претензии не сняли. Тем не менее в Москве подчеркивают, что готовы к продолжению разговора по этому поводу и выступают категорически против планов Конгресса обязать Пентагон приступить к разработке запрещенных ракет. «Похоже, в данном случае мы имеем дело с очередным примером какой-то разновидности паранойи, охватившей значительную часть американского истеблишмента,— заявил “Ъ” директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружением МИД РФ Михаил Ульянов.— Разработка такого рода решений носит, по сути, провокационный характер, особенно в условиях достаточно острых разногласий между Москвой и Вашингтоном по Договору о РСМД, которые до сих пор остаются неурегулированными». Впрочем, дипломат полагает, что «странная возня на Капитолийском холме вокруг этого вопроса имеет больше отношения к пиару, чем к реальной политике». «Напомню, что бюджетное управление Белого дома публично высказалось по данному поводу довольно нелицеприятно. Хотелось бы надеяться, что после рассмотрения законопроекта в Сенате и подключения к этому процессу администрации США итоговый вариант документа приобретет более разумный и приемлемый вид»,— заявил он “Ъ”.
Белый дом действительно раскритиковал инициативу конгрессменов. Администрация президента США 12 июля выступила против того, чтобы США нарушали Договор о РСМД, отмечая, что это может вызвать обеспокоенность у их союзников по НАТО. Вместе с тем в Белом доме заверили, что Вашингтон не оставит без ответа действия Москвы. «В настоящее время мы разрабатываем комплексную стратегию дипломатического, военного и экономического реагирования, которая позволит максимально усилить давление на Россию»,— говорилось в комментарии Белого дома. Из него также следует, что власти США в целом не отказываются от идеи создания ракеты средней дальности, но они хотят иметь гибкость в плане выбора конкретных ракетных систем, сроков их разработки и других «возможных вариантов военного реагирования».
Евгений Мясников, независимый эксперт по проблематике контроля над вооружениями, заявил “Ъ”, что крах Договора о РСМД «имел бы весьма негативные последствия для действующего режима контроля над вооружениями». «К сожалению, в условиях продолжающегося ухудшения отношений между Россией и США такой вариант развития исключать нельзя. Предотвратить разрушение договора возможно, если бы начался конструктивный диалог по этой проблеме между Россией и США, но на данный момент ни одна из сторон не демонстрирует необходимой политической воли»,— отмечает эксперт.
Схожего мнения придерживается и Джеймс Эктон, один из руководителей программы по ядерной политике Фонда Карнеги. «Я в целом достаточно пессимистично смотрю на будущее Договора об РСМД, не думаю, что он выстоит. При этом я считаю, что он отвечает интересам обеих наших стран»,— сказал он “Ъ”. По его словам, постараться спасти его можно, но для этого нужно активизировать диалог и возобновить инспекции. «Обе стороны ведь обвиняют друг друга в нарушении условий соглашения, и установление двустороннего инспекционного режима могло бы снять часть озабоченностей,— считает эксперт.— Однако Россия вообще не признает, что с ее стороны имеет место нарушение договора, что делает достижение таких договоренностей фактически невозможным. И нет гарантий, что американская сторона согласится предоставить русским доступ к своим объектам в Европе (где расположены Мk 41 с противоракетами.— “Ъ”)».
К рассмотрению бюджета Сенат вернется 5 сентября.