В действиях полиции не нашлось изъятия
Уфимским активистам штаба Алексея Навального отказано в жалобе на МВД
Вчера Демский районный суд Уфы отказал активистам местного штаба оппозиционера Алексея Навального в жалобе на действия сотрудников отдела полиции №11, изъявших в июле агитматериал оппозиции в офисе компании «Деловые линии». Суд не нашел нарушений в действиях полицейских, которые заявили, что искали в материалах информацию об изготовлении взрывчатых веществ. Проверка не завершилась. Листовки штаба направлены также на лингвистическую экспертизу для проверки на признаки экстремистских высказываний.
Активисту штаба Алексея Навального Денису Королеву вчера не удалось убедить Демский райсуд Уфы в том, что сотрудники районной полиции с нарушением закона 7 июля изъяли в офисе «Деловых линий» 20 тыс. листовок оппозиции, доставленных в город для раздачи на митинге. «Суд отказал в удовлетворении нашей жалобы, посчитав, что полиция проводила в тот день не изъятие или обыск, а делала осмотр возможного места совершения преступления»,— изложила решение суда руководитель местного штаба оппозиционера Лилия Чанышева.
В суде представитель МВД, по ее словам, сообщил, что полицейские проводили в «Деловых линиях» доследственную проверку согласно статей 144, 145 и 176 УПК (разрешают правоохранительным органам проверять сообщения о преступлении, осматривать место происшествия для поиска признаков преступления еще до возбуждения уголовного дела). 6 июля неизвестные позвонили из двух таксофонов в Черниковке в полицию, сообщив, что в листовках об Алексее Навальном, который намерен баллотироваться на пост президента РФ, якобы содержится инструкция по изготовлению взрывчатых веществ, отметил представитель ведомства на процессе. Денис Королев в свою очередь указал на нестыковку: звонок анонима поступил в полицию Уфы в день, когда тираж листовок еще находился в Казани. «Откуда он вообще мог знать о содержании посылки, если материала еще физически не было в Уфе?» — недоумевает он.
В своей жалобе на действия полиции активист штаба указывал, что тираж был изъят полицией «без каких-либо оснований», грузополучатель об этом вовремя уведомлен не был и не имел возможности наблюдать за процедурой изъятия. Также в заявлении отмечалось, что действия МВД нанесли грузоотправителю ущерб, размер которого уточняется. Лилия Чанышева пояснила „Ъ”, что речь идет о затратах на изготовление листовок, понесенных центральным штабом оппозиционера. «За доставку, так как она не состоялась, мы не платили»,— добавила она.
Заявители рассчитывали получить в суде от МВД разъяснения о том, были ли установлены нарушения в агитматериалах. Однако представитель полиции, по словам Лилии Чанышевой, сообщил, что листовки до сих пор проходят экспертизу в Экспертно-криминалистическом центре МВД. В них ищут материалы экстремистского содержания, а также проводят лингвистическую экспертизу, сообщили заявителю.
В МВД ход проверки не комментируют. В суде представитель ведомства заявил, что «процессуальное решение по материалу доследственной проверки не принято».
Лилия Чанышева напоминает, что по закону проверка должна была завершиться в течение месяца. «Нам объяснили, что она продлена из-за загруженности экспертов»,— добавила она.
Активисты штаба намерены дождаться мотивировочной части определения суда, чтобы его обжаловать.
Правозащитник, юрист «Открытого права» Эльза Нисанбекова (Казань) полагает, что «продолжать судиться, безусловно, стоит». «Полиция действительно обязана реагировать в том числе на анонимные заявления о совершении преступления. Но, возможно, штабу стоит попробовать обжаловать действия МВД по процессуальным основаниям — составлялся ли протокол, были ли понятые и так далее. Это надо делать отдельным заявлением в порядке 124-й статьи УПК. Во второй инстанции стоит доказывать, что оценить наличие той или иной информации на листовках сотрудники полиции могли на месте»,— полагает собеседница.