Минюст не стал обязывать ФСИН давать адвокатам беспрепятственный доступ в СИЗО
Минюст России отказал в просьбе Федеральной палаты адвокатов (ФПА) принять меры к неукоснительному исполнению новелл Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ, которые с апреля этого года гарантируют адвокатам беспрепятственный доступ к подзащитным, говорится в сообщении ФПА. Соответствующее письмо в конце июня ФПА направила главе Минюста Александру Коновалову. В своем ответе заместитель министра юстиции Алу Алханов подчеркнул, что правоприменительными функциями в этой области обладает ФСИН России, но не Минюст.
Господин Алханов сообщил, что поднятые в обращении ФПА вопросы обсуждались на межведомственном совещании. На нем представители МВД, ФСБ, ФСИН и СКР озвучили позицию, что по закону лицам, заключенным под стражу, предоставляется неограниченное количество свиданий с адвокатом, вступившим в уголовное дело, с адвокатом до его вступления в дело — на основании разрешения следователя. По результатам совещания было принято решение о «проработке возможности подготовки межведомственного нормативного правового акта, устанавливающего порядок взаимодействия при информировании следователями администрации следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы о вступлении адвокатов в уголовное дело».
По словам вице-президента ФПА Генри Резника, исходя из ответа Минюста, можно сделать вывод, что ФСИН отказывается исполнять закон, и в этом ее поддерживают силовые ведомства. По его мнению, они навязывают искаженное толкование того, как должны взаимодействовать органы следствия, администрация СИЗО и адвокаты в таких случаях. «Ошибочно считать, что вступление в дело обязательно означает приход адвоката к следователю с ордером. В ст. 53 УПК РФ первое полномочие, которым обладает адвокат, вступивший в дело,— это право на свидание с подзащитным, который находится в следственном изоляторе»,— приводит ФПА слова господина Резника.
Напомним, в новой версии этой статьи УПК сказано: «Адвокат вступает в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера». Прежде в УПК говорилось, что «адвокат допускается к участию в уголовном деле». Слово «допускается» позволяло сотрудникам СИЗО требовать от адвокатов письменного разрешения на встречу с подзащитным.
Подробнее — в материале «Ъ» «Защитников снова не пускают в СИЗО».