Коррупционеров будут помнить два года
Выйти из реестра можно будет в случае смерти или отмены решения об увольнении
Минтруд разработал положение о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия за коррупционные правонарушения. Имена чиновников будут храниться в реестре два года, а раньше срока выйти из перечня можно будет в случае отмены решения об увольнении или смерти. Двухлетний срок слишком короткий, а увольнения гораздо чаще происходят по собственному желанию, отмечают эксперты.
Уволенные в связи с утратой доверия госслужащие будут включаться в реестр в течение десяти рабочих дней. В публичном доступе реестра разместят данные о фамилии, имени и отчестве чиновника, организации или госоргане, в которых он работал, занимаемой должности и номере приказа о его увольнении. Бывший работодатель уволенного лица также будет передавать в реестр данные о его дате рождения, номерах СНИЛС и ИНН, но публиковаться они не будут. Нельзя будет свободно узнать и о конкретном коррупционном правонарушении, за которое был уволен сотрудник.
Данные будут храниться в реестре два года, а затем удаляться. Такие сроки размещения в Минтруде “Ъ” объяснили «обеспечением единообразия»: аналогично, например, ведутся реестры недобросовестных поставщиков и недобросовестных участников аукциона. Преждевременно исключить эту запись можно будет лишь в случаях отмены приказа об увольнении, решения суда о незаконности увольнения или смерти чиновника.
Как пояснили “Ъ” в пресс-службе Минтруда, реестр будет размещаться в Единой информационной системе управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ. Вопрос «технического размещения реестра прорабатывается с Минкомсвязью», но «предполагается, что для размещения реестра будет создан отдельный раздел, ссылка на который появится в меню» портала, а регистрации для доступа к реестру не потребуется.
Напомним, правительственный закон о реестре коррупционеров был принят Госдумой 7 июня и распространяется на широкий круг лиц — государственных и муниципальных служащих, в том числе высших государственных чиновников, сотрудников правоохранительных органов, военных, должностных лиц госкорпораций. Однако в Совете федерации к нему возникли вопросы из-за отсутствия в законе процедуры исключения из реестра. Проект постановления правительства также представлен не был. Сенаторы выразили опасение, что попадание в реестр может влиять на репутацию граждан: закон тогда был отложен на две недели, а затем все же одобрен.
Член президентского Совета по правам человека Кирилл Кабанов согласен, что к ведению реестра могут быть претензии в части публикации личных данных, но «сегодня вопрос коррупционного поведения более серьезный, чем вопрос этики». Господин Кабанов считает, что реестр упростит работу кадровым службам: в течение двух лет уволенные чиновники не смогут просто поменять трудовую книжку и устроиться на новое место.
Заместителя гендиректора «Трансперенси Интернешнл — Россия» Илью Шуманова, напротив, настораживает предложенный срок хранения данных: «После этих пары лет фамилия будет удалена и обелена. Для эффективности этот реестр должен храниться хотя бы десяток лет». «Людей, которых увольняют в связи с утратой доверия, мало»,— отмечает эксперт. В Минтруде в четверг сообщили об увольнении по такой статье 300 сотрудников госорганов ежегодно. «В основном работники увольняются по собственному желанию — и часто раньше, чем их уличают в преступлениях»,— говорит господин Шуманов. Кроме того, «крайне мало» данных будет в открытом доступе. «Нет ни даты рождения, ни — самое главное — конкретной причины, ситуации, за которую был уволен работник. Ведь могут быть и однофамильцы»,— замечает эксперт.