Техосмотр снимут на видео
Минэкономики готовит новую реформу ТО
Минэкономики подготовило поправки в закон «О техническом осмотре» (ТО). Процедуру осмотра автомобилей будут снимать на видео, диагностическая карта станет электронной, а база данных техосмотра будет передана страховщикам. Одновременно с этим вводится штраф в 800 руб. за управление автомобилем без техосмотра. Все это, считают в министерстве, необходимо для ужесточения контроля за водителями, которые ТО не проходят, а необходимые документы просто покупают.
На портале regulation.gov.ru опубликован проект поправок в закон «О техническом осмотре транспортных средств», подготовленный Минэкономики. Документ разработан по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова, сейчас он проходит стадию оценки регулирующего воздействия.
Планируется ввести ряд нововведений. Так, в частности, будет минимизирована возможность получить диагностическую карту без проведения техосмотра: для этого процедура осмотра должна будет сниматься на видео, съемка будет передаваться в базу данных. Выдаваемые по итогам процедуры диагностические карты становятся электронными, будут заверяться усиленной электронной подписью и также будут незамедлительно попадать в электронную базу данных (и хранится там в течение пяти лет). В закон также вводятся термины «диагностическая линия» и «передвижная диагностическая линия». Значительная часть функций по контролю операторов техосмотра переходит к Российскому союзу автостраховщиков (РСА) — в частности, организация будет проверять пропускную способность диагностических линий пунктов ТО, вести базу данных ЕАИСТО (сейчас она находится в компетенции МВД) и реестр операторов.
Процедуру осмотра автомобилей будут снимать на видео, диагностическая карта станет электронной, а база данных техосмотра будет передана страховщикам.
Для автомобилистов вводится штраф за управление автомобилем без техосмотра (либо если при проведении ТО были выявлены какие-то недостатки) — 800 руб. в случае фиксации нарушения автоматическими камерами. Будет ли применяться санкция при проверке документов инспектором — не уточняется. Усиливается ответственность и для операторов ТО. В случае непредоставления сведений в базу данных ЕАИСТО максимальный штраф для должностного лица может составить 10 тыс. руб. вместо нынешних 5 тыс. руб. В случае если оформлена диагностическая карта в отношении автомобиля, который не прошел осмотр, то впервые вводится штраф для должностных лиц на сумму до 10 тыс. руб. (сейчас наказываются только юрлица на сумму до 300 руб.).
Напомним, в 2012 году решением президента Дмитрия Медведева контроль над техосмотром был передан из ГИБДД в РСА. Основной аргумент, который тогда звучал: гаишники торгуют талонами ТО, никто техосмотр не проходит. В ходе реформы проверять машины доверили частным компаниям-операторам. Талоны техосмотра и штрафы были отменены, введены диагностические карты, которые страховщики обязаны проверять, выдавая полис ОСАГО. Последствия такой реформы оказались не такими, как ожидалось. Диагностическую карту многие страховые брокеры продают прямо вместе с ОСАГО: доплатить нужно всего 500–1000 руб., машину показывать не надо, при этом процедура ее получения в обход ТО стала гораздо проще по сравнению с временами, когда техосмотр курировала Госавтоинспекция. Кроме того, по данным ГИБДД, после реформы аварийность по причине неисправностей автомобилей стала расти: c начала 2017 года количество ДТП по причине неудовлетворительного технического состояния автомобилей выросло на 20%, до 3,2 тыс. аварий.
В 2016 году РСА и ГИБДД предложили в качестве решения проблемы два разных варианта реформы ТО. МВД предлагало забрать у РСА функции по аккредитации операторов, передав их в Росаккредитацию. введя выездные проверки операторов с участием инспекторов ГИБДД. РСА же предложил схему с возвращением штрафа за отсутствие ТО, передачей из МВД в РСА базы данных по техосмотру и созданием российского национального союза операторов. Вариант страховщиков, судя по всему, и лег в основу законопроекта Минэкономики. По данным “Ъ”, ГИБДД свои замечания по поводу этого документа уже направила.
По словам президента РСА Игоря Юргенса, РСА поддерживает введение фото- и видеофиксации процесса техосмотра. «Полагаем, что это поможет исключить посредников и мошенников из сферы. Те, кто проводит техосмотр, должны будут установить фотофиксацию и чуть позже — видеофиксацию, тогда нам в едином центре будет видно, прошла ли машина техосмотр или это фальсификация. Мы допускаем, что кто-то может использовать нечестные методы и мошенничать с такими правилами. Но предполагается, что транспортный надзор получает право внезапных проверок, а мы — регулярных. Соответственно, шансов на махинации будет меньше. Переход на новые процессы, полагаем, не потребует значительных усилий и затрат, потому что хорошие станции, на которые мы и опираемся, уже всем оснащены».
Документ уже широко обсуждается профессиональным сообществом — об этом можно судить по сводке предложений к законопроекту, опубликованной на regulation.gov.ru. «Считаем нецелесообразным передавать базу ЕАИСТО в ведение РСА,— пишет руководитель одного из операторов ТО в Челябинской области Владимир Куликов.— По нашему мнению, базу следует оставить в МВД, так как в МВД имеются специалисты по обслуживанию и устранению неполадок в кратчайшие сроки и расходы по обслуживанию и эксплуатации базы ЕАИСТО заложены в бюджет РФ».
«Электронная диагностическая карта — во сколько тысяч или миллионов рублей выльется для нас переоборудование пунктов, чтобы выполнить требования закона?
— пишет директор оператора в Калининградской области Людмила Попова.— Это снова породит массу фирм, которые помогут обойти мошенникам эти препоны. Второй отрицательный момент — это передвижные пункты. Это неприкрытая лазейка для мошенников, и об этом не раз говорили. Применение передвижек должно быть законом прописано только в случае, когда до стационарных пунктов технического осмотра более 50 км — и никак иначе. В противном случае у нас будут узаконенные блуждающие фантомы». «Зачем нужно было рушить налаженную систему проведения техосмотра? — недоумевает руководитель краснодарского ООО “Техавто” Константин Мясников.— Хотя бы базу не передавайте в РСА, пусть хоть что-то останется под контролем госструктур. Вовсе анархию в техосмотре устроить кто-то хочет».