Избирателям предложили одно и то же
Политологи не увидели драматургии на муниципальных выборах в Сибири
В сибирских регионах, где этой осенью пройдут муниципальные выборы, начался агитационный период в СМИ. К выборам партии подходят в условиях дефицита идей и с однообразной повесткой, отмечают политологи. ЛДПР агитирует с использованием образа Владимира Жириновского, главный месседж «Справедливой России» в Омске пересекается с призывами КПРФ, а в Алтайском крае — с лозунгом «Единой России». Политологи считают, что все это свидетельствует об общем политическом кризисе партий и отсутствии реальной борьбы за голоса избирателей.
В конце прошлой недели в Барнауле, Норильске и Омске, как и в других регионах, где этой осенью в Единый день голосования пройдут муниципальные выборы, начался агитационный период в СМИ. Партии уже определились со своими основными посланиями, которые они планируют донести до избирателей. Так, в Омске «Единая Россия» продвигает свою программу под лозунгом «Городу нужны перемены». Партия сейчас проводит в городе ряд небольших форумов по теме бюджета, ЖКХ, качества жизни. Ей вторит КПРФ — «Омску нужны перемены! Коммунисты вперед!». На листовках ЛДПР рядом с портретом лидера партии Владимира Жириновского слоган ЛДПР — «Омск ждет твоих действий» или «Построим новое! Сохраним лучшее!». «Справедливая Россия» сформулировала свое послание следующим образом: «Омску нужна справедливость». Представители партии сетуют, что единороссы со своим лозунгом попытались перехватить протестную повестку.
В рамках избирательной кампании в барнаульскую гордуму «Единая Россия» выбрала лозунг «Вместе работать на процветание Барнаула». Местное отделение «Справедливой России» (СР) агитирует за свою программу под лозунгом «Барнаул, который нам нужен». Секретарь бюро совета краевого отделения СР Владислав Вакаев уточнил „Ъ“, что Барнаулу нужна открытая власть, современная городская экономика, новая социальная сфера и удобная городская среда. Ничего этого в Барнауле сейчас нет, уверен он. Главный посыл у местной КПРФ: «Народная дума — город без проблем». По словам представителя краевого отделения компартии, в программу партии вошли тезисы «нет коммунальному произволу», «рост экономики — залог процветания Барнаула», «бюджет города в интересах большинства», «градостроительство и экологию — под городской контроль». У ЛДПР основной посыл: «Решение есть — власть надо менять». В своей программе барнаульские либерал-демократы предлагают «взять на контроль проблему ветхого жилья, вести активную социальную работу с пожилыми людьми, добиваться привлечения средств для строительства новых поликлиник, школ и детских садов». С запросом на изменения выступает «Яблоко»: «Барнаул требует перемен». «Патриоты России» заявили, что «Пришло время молодых» и «С нами надежно».
В Норильске, где в сентябре пройдут выборы в горсовет, активно агитацию ведут две из пяти зарегистрированных партий — «Справедливая Россия» и «Единая Россия». Как рассказал „Ъ“ председатель местного отделения СР Дмитрий Дубров, главный их месседж: «Возврат Норильску статуса закрытого города». По его словам, с возвратом городу статуса ЗАТО жители получат ряд важных преференций и льгот. «Более 1,2 тыс. жителей поддерживают нашу инициативу»,— заметил господин Дубов. Представители «Единой России» продвигают идею «развития Норильска», «открытия его для туристов» через лозунги «Сила Севера — люди Норильска» и «Норильск — к развитию». Местное отделение КПРФ не ведет партийную агитацию из-за судебных споров, в результате которых партию могут лишить регистрации на выборах.
Опрошенные „Ъ“ эксперты сошлись во мнении, что послания, с которыми вышли партии на выборы в этих трех сибирских регионах, не новы и в некоторых случаях даже повторяются. Политолог Дмитрий Фетисов объясняет «однотипность лозунгов и применяемого арсенала технологий низкой конкурентностью на избирательных кампаниях этого года, и вследствие этого — слабым вовлечением в процесс политтехнологов». Политолог Дмитрий Гусев уверен, что «малые партии сейчас не могут ничего предложить, как и оппозиция». «В такой ситуации надо или объединяться, или самоуничтожаться. Если партии предлагают одно и то же, значит, они не знают, чего хотят»,— говорит Дмитрий Гусев.
Политолог Алексей Макаркин связывает отсутствие незаезженных лозунгов с традиционными взглядами аудитории, которая придет осенью на выборы в регионах. «На муниципальные выборы приходят избиратели–традиционалисты, которые привыкли ходить на выборы, с ностальгией вспоминают выборы середины 80-х с хорошими буфетами на избирательных участках. Это люди старшего возраста, реже — среднего, а молодежи выборы мало интересны. Если будет на выборах что-то необычное (идеи, оформление и т.д.), то это отшатнет такого избирателя»,— уверен Алексей Макаркин.
Политолог Сергей Старовойтов считает, что отсутствие интересных идей на выборах в регионах — «свидетельство общего политического кризиса». «Реальные механизмы получения власти переместились из публичной сферы „в кабинеты“. К избирательным кампаниям организаторы подходят формально, считая, что это некое оформительство, реальные договоренности уже достигнуты. Соответственно, на явку ставку никто не делает. Чтобы была явка, нужна драматургия в кампании, чтобы люди понимали, что будет, если они выберут эту партию и чего они избегают, голосуя за „свою“ партию. Сейчас я не вижу ни одной кампании даже на губернаторском уровне, где бы кто-то работал на такую драматургию — герои есть, а антигероев нет»,— резюмировал Сергей Старовойтов.