Арендатор Морского вокзала получил черную метку

Комитет имущественных отношений Петербурга расторгает договор через суд

Как стало известно "Ъ", Смольный намерен объединить инфраструктуру Морского вокзала в Гавани, где сейчас швартуется паромный оператор Moby SPL (ранее St. Peter Line), и пассажирского порта "Морской фасад". В настоящее время в связи с неуплатой арендных платежей Смольный через суд пытается разорвать договор с нынешним арендатором Морского вокзала — одноименным АО "Морской вокзал", а затем планирует передать терминал под управление АО "Пассажирский порт Санкт-Петербург "Морской фасад"" (на 100% принадлежит Смольному). После этого будет решаться вопрос о реконструкции Морского вокзала, которая уже давно назрела.

Реконструкция Морского вокзала (на фото) может начаться только после окончания преобразований пункта пропуска на «Морском фасаде». Именно он может на время перенять на себя швартовку парома Moby SPL

Фото: Станислав Забурдаев, Коммерсантъ

В настоящее время в Арбитражном суде Петербурга и Ленинградской области рассматривается иск комитета имущественных отношений (КИО) к АО "Морской вокзал", с которым у Смольного заключен договор от 18 июня 1998 года на аренду имущественного комплекса вокзала на площади Морской славы сроком на 49 лет. В аренду входит восьмиэтажное здание с межрейсовой базой общей площадью 26,8 тыс. кв. м, три причала, пирс и берегоукрепление. КИО требует от компании вернуть более 18 млн рублей просроченных арендных платежей, а также хочет разорвать договор аренды и выселить арендатора с занимаемого земельного участка. В рамках этого дела АО "Морской вокзал" также направило встречный иск к КИО, в котором требовало внести изменения в пункт 3.1 договора, изменив размер арендной платы, которая должна устанавливаться "на основании результатов судебной экспертизы по определению рыночной арендной платы за имущественный комплекс". Но суд не стал рассматривать встречный иск, вернув его заявителю. Следующее заседание по делу назначено на 11 сентября 2017 года.

По данным "СПАРК-Интерфакс", АО "Морской вокзал" принадлежит ООО "Факел эстейт" (51%), ЗАО "Балтийские транспортные системы" (25%) и ООО "Балтийская линия" (24%), в настоящее время не действующим. Вместе с тем, по данным СМИ, с начала 2010-х годов АО "Морской вокзал" через сложные схемы контролировалось Фондсервисбанком. В настоящее время банк санируется Новикомбанком, дочерней структурой госкорпорации "Ростех". Финансовые показатели компании не раскрываются с 2013 года — тогда выручка АО "Морской вокзал" составила 104 млн рублей, чистая прибыль — 24,5 млн рублей.

На письменный запрос "Ъ" в АО "Морской вокзал" не ответили. Телефон приемной генерального директора Анатолия Губернского вчера целый день тоже не отвечал. В КИО также не прокомментировали спор с арендатором Морского вокзала.

В последний раз тема реконструкции Морского вокзала поднималась осенью 2016 года (см. "Ъ" от 19.10.2016). Городские власти говорили, что преобразование вокзального комплекса может начаться не ранее середины 2018 года. К этому времени как раз закончится оснащение пункта пропуска приема грузового транспорта в пассажирском порту Петербурга "Морской фасад", который сможет перенять на себя паромное сообщение. При этом в Смольном подчеркивали, что переход на новый пункт пропуска произойдет только в том случае, если будут достигнуты договоренности с паромным перевозчиком Moby SPL. Впрочем, в компании заявляли, что готовы обсуждать этот вопрос.

Вчера в комитете по транспорту Петербурга "Ъ" сообщили, что сейчас у города на повестке дня реконструкция пункта пропуска "Морского фасада" стоимостью €3,2 млн (см. "Ъ" от 21.04.2017). "Мы ждем заключения госэкспертизы по проектной документации и результатам инженерных изысканий, потом уже будет прорабатываться вопрос с финансированием. Физически реконструкция пункта пропуска на "Морском фасаде" начнется не раньше 2018 года. Что касается реконструкции Морского вокзала, то это вопрос отдаленной перспективы", — прокомментировали в комитете по транспорту. Собеседник "Ъ" в Смольном рассказал, что Морской вокзал в дальнейшем нужно обязательно реконструировать, в том числе и с привлечением инвестора, чтобы он разгрузил "Морской фасад", который очень заполнен в летнюю навигацию.

По данным СГКУ "Агентство внешнего транспорта", за шесть месяцев 2017 года пассажиропоток "Морского фасада" составил 213 тыс. человек, увеличившись по сравнению с таким же периодом 2016 года на 20%. По итогам 2017 года "Морской фасад" планирует увеличить пассажиропоток на 19%, до 543 тыс. человек. Пассажиропоток Морского вокзала за шесть месяцев 2017 года оказался более скромным и составил 70 тыс. человек. Ожидается, что по итогам года вокзал обслужит 250 тыс. человек.

Лидия Горборукова

Вся лента