«Капитана» не взяли на борт
Поставщик бортпитания не смог восстановить договор с аэропортом Толмачево
Поставщик бортового питания в новосибирском аэропорту Толмачево компания «Капитан» не смогла в суде доказать, что авиапредприятие препятствует его работе. Толмачево в одностороннем порядке без объяснений расторг с «Капитаном» договоры на оказание техуслуг и аренды программного обеспечения, которое позволяло компании оперативно узнавать информацию о рейсах. Сейчас цех бортпитания «Капитана» не работает, часть сотрудников уволилась, а авиакомпании-клиенты перешли на обслуживание в цех «Толмачево кейтеринг».
Новосибирское ООО «Капитан», с 1995 года поставлявшее бортовое питание на воздушные суда в аэропорту «Толмачево», не может возобновить работу своего цеха, замороженного в мае 2017 года. Новосибирский арбитраж отказал компании в требовании обязать аэропорт не расторгать с ней договора техобслуживания спецоборудования и аренды программного обеспечения. «Сейчас предприятие по производству бортпитания полностью остановлено. Часть сотрудников уволилась. У нас штат был 300 человек, осталось меньше 100. Авиакомпании, с которыми у нас заключены договора, перешли на обслуживание в цех бортпитания аэропорта Толмачево»,— рассказал „Ъ“ совладелец «Капитана» Петр Солохин. Размер убытков он не назвал, сославшись на то, что подсчеты еще не закончены.
Основной вид деятельности «Капитана» — обеспечение бортпитанием воздушных судов аэропорта «Толмачево». Максимальная мощность цеха — 8 тыс. рационов в сутки. Выручка в 2015 году, по данным «СПАРК-Интерфакс»,— 329 млн руб., чистый убыток — 7,7 млн руб. ООО «Толмачево кейтеринг», совместный проект АО «Аэропорт Толмачево» и Lufthansa, начало работу в 2012 году. Выручка в 2016 году — 291,2 млн руб., чистая прибыль — 52,2 млн руб.
Как пояснила в ходе судебного заседания представитель «Капитана» Анна Якубовская, в договоре компании с аэропортом речь идет о предоставлении информации в рамках сети Aeronautical Fixed Telecommunications Network: «Это данные, получаемые нами за 24 часа до вылета: о количестве пассажиров транзитных рейсов, фактическом времени прилета воздушного судна, какое именно бортпитание и в каком количестве необходимо и т.д. Такая информация не является общедоступной, доступ к этой программе имеет только аэропорт». Второй договор, по ее словам, предполагал осуществление аэропортом досмотра бортового питания и техобслуживание досмотровой техники. «Обслуживание этой техники осуществляет аэропорт, поскольку именно он отвечает за авиабезопасность как субъект транспортной инфраструктуры. Иные организации оказать нам эти услуги не могут в силу правил авиабезопасности. Эта техника находится в месте изготовления бортпитания, согласно программе авиабезопасности и требованиям Минтранса РФ»,— говорит она.
В марте аэропорт уведомил «Капитана» о расторжении этих договоров в одностороннем порядке и без объяснения причин. Анна Якубовская отметила, что авиаперевозчики, с которыми у «Капитана» заключены договора, взыскивают с компании убытки, которые они несут из-за того, что она не может исполнить свои обязательства. «Авиакомпании были вынуждены уйти на обслуживание в цех бортпитания аэропорта Толмачево, который поднял цены на свои услуги в два с половиной раза. Услуги на бортпитание включены в стоимость авиабилетов и учитывались при формировании ценовой политики авиакомпаний»,— уточнила она. По словам Петра Солохина, в среднем стоимость бортпитания составляет 7–8% в цене авиабилета.
Представитель аэропорта в суде Алексей Самков в ходе заседания сообщил, что Толмачево исковые требования «Капитана» не признает: «Как компания будет выстраивать связь с авиакомпаниями — вопрос должен быть решен между ними. Кто будет обслуживать досмотровую технику, также должен решить „Капитан“ с третьими лицами, которых он для этого привлечет». Господин Самков отметил, что, расторгнув договоры, аэропорт не нарушил их условий и законодательных предписаний. «Эта деятельность не является монополистической, договоры не публичные и ни один нормативный акт не предписывает аэропорту вступать в эти договорные отношения»,— сказал он.
«Уход с рынка второго поставщика бортпитания дает „Толмачево кейтеринг“ рост заказов, прибыли, отсутствие конкуренции. В целом для крупного авиаузла наличие разных операторов бортпитания — нормальная практика. Наличие единственного оператора, контролируемого аэропортом, дает почву для привлечения внимания антимонопольного органа»,— полагает аналитик «Алор брокер» Кирилл Яковенко. Он напомнил, что похожая ситуация складывалась в тюменском аэропорту Рощино (принадлежит «Новапорту»). Как сообщал „Ъ“ , ООО «Сила вкуса» пожаловалось в УФАС на АО «Аэропорт Рощино», которое отказывалось проводить осмотр бортового питания и предоставлять спецмашину для его доставки. Ведомство обнаружило признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях аэропорта.
«Капитан» намерен обжаловать решение суда в апелляционной инстанции.