Лечить больше, учить лучше
«Социальное бюджетное правило» Ольги Голодец не потерялось по дороге в правительство
Идея «социального бюджетного правила» обсуждается в правительстве, подтвердила в пятницу вице-премьер Ольга Голодец. Вопрос же о продлении наиболее дорогостоящей новой соцпрограммы, «материнского капитала», может быть решен «после» передачи федерального бюджета в Госдуму. Обсуждение «социальной повестки» после подготовки бюджета открывает путь к ее политизации — как предвыборный лозунг, а не как бюджетные проектировки она выглядит привлекательно.
О том, что идея «социального бюджетного правила» обсуждается в Белом доме, вице-премьер заявила в ходе рабочей поездки в Калининград без подробностей. Источники “Ъ” в правительстве отрицают, что разработки, связанные с этой идеей, были летом 2017 года предметом официальных совещаний в Белом доме. Впрочем, статус подобных инициатив с 2014–2015 года уже почти невозможно определить. Так, крупнейшая идея в налогово-бюджетной сфере — «налоговый маневр», предложенный главой Минэкономики Максимом Орешкиным (снижение ставок соцсборов при повышении НДС) также пока не имеет официального статуса, будучи, видимо, зафиксирована в рабочем варианте среднесрочного плана действий правительства до 2025 года (не утвержден). По данным “Ъ”, дискуссии о «социальном бюджетном правиле» не затрагивают бюджета на 2018–2020 годы — что, впрочем, не мешает идее войти в бюджетный процесс на 2019–2021 годы и в политическую повестку с осени 2017 года.
О «социальном бюджетном правиле» Ольга Голодец впервые заявила на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме 2 июня. По ее словам, это минимум расходов консолидированного бюджета на образование и здравоохранение в виде доли ВВП. В расчетах вице-премьера она должна составлять 10,3% ВВП — 5,2% на здравоохранение и 5,1% — на образование. Для бюджета 2016 года это означало бы рост расходов по этим статьям примерно на 23%. Это потребовало бы сильного роста тарифов ОМС (или нового крупного трансферта из бюджета с отказом от сбалансированности системы) — и перераспределения расходов федерального бюджета в пользу региональных, несущих основное бремя трат на всеобщее среднее образование. Сейчас оно является муниципальным — впрочем, глава Минобразования Ольга Васильева летом 2017 года заявила о будущем переводе системы на региональный уровень.
Однако даже при введении «социального бюджетного правила» после 2020 года и с меньшим порогом к ВВП у идеи есть существенное внутреннее ограничение. В структуре расходов на здравоохранение и образование велика доля неэластичных расходов, слабо зависящих не только от численности получающих услуги (что в свете будущего демографического «провала» с 2018 года будет довольно сильно уменьшать долю образовательных расходов в ВВП), но и от состояния экономики. Так, при всех успехах импортозамещения в фармацевтике ценобразование на современные лекарства в РФ — внешнее. Занятость в обоих секторах оплачивается бюджетной системой. При медленном росте ВВП в «социальной доле» бюджета будут расти постоянные расходы (так или иначе привязанные к инфляции), что потребует сокращения прочих — от ремонта школ до закупок лекарств.
Потенциальные союзники у идеи между тем есть. Напомним, Центр стратегических разработок на ПМЭФ оценивал оптимальные расходы бюджетной системы на две отрасли в 8,8% ВВП (что означает их наращивание на 1–1,2% ВВП за шесть лет). Глава ЦСР Алексей Кудрин идею «социального бюджетного правила» не отвергал, а в дискуссиях вокруг текущего бюджета ЦСР отстаивает идею допрасходов, главным образом на образование, на 0,5% ВВП.
Продление программы маткапитала, исходя из слов Ольги Голодец, может состояться также после передачи бюджета в Госдуму. В бюджете вопрос об источниках ее финансирования однозначно не решен. Отметим, сам этот институт уникален для бюджета — в деньги «конвертируется» лишь около половины маткапитала, это делает его своеобразным аналогом внутреннего госдолга. Объем же реальных расходов программы во многом управляется правительством за счет изменения правил его расходования в зависимости от текущей демографической ситуации (она с 2016 года уменьшает число потенциальных получателей маткапитала). Как и «социальное бюджетное правило», «материнский капитал» выглядит очень привлекательной темой для дискуссий во власти накануне президентских выборов 2018 года — а позиции представителей конституционной идеи «социального государства» в РФ в ней могут оказаться сильнее, чем год назад.