Молдавия перешла на военные выражения
В республике все чаще говорят о новом конфликте на Днестре
Молдавия намерена поднять на 72-й сессии Генассамблеи ООН вопрос о выводе российских миротворцев из Приднестровья. Как заявил вчера молдавский постпред при ООН Виктор Морару, присутствие военнослужащих РФ «представляет собой угрозу для поддержания международного мира и безопасности». Новость прозвучала на фоне дискуссий о возможности размораживания приднестровского конфликта. Одним из первых об этом заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Эскалацию напряженности не исключил и молдавский президент Игорь Додон, заранее назвавший виновных и заинтересованных в еще не начавшемся конфликте. Опрошенные “Ъ” эксперты считают, что разговоры о войне — признак приближающихся выборов.
«Думаю, полномасштабная война правительственной коалиции не нужна. Но провокация, которая приведет к эскалации напряженности вокруг Приднестровья в канун президентских выборов в России, а также парламентской кампании в Молдавии,— беспроигрышный шаг»,— заявил Игорь Додон в недавнем интервью ТАСС (опубликовано 21 августа).
Правительственная коалиция, о которой он упомянул, контролируется одной силой — Демократической партией Молдавии во главе с олигархом Владимиром Плахотнюком. Последний позиционирует себя в качестве прозападного политика и говорит, что США и ЕС должны помочь республике добиться вывода российских военных из Приднестровья. Вчера стало известно, что правительство Молдавии обратилось к ООН с просьбой включить этот вопрос в повестку 72-й сессии Генассамблеи, которая начнется 12 сентября.
Президент Додон отмечает: «Чтобы угодить своим покровителям на Западе, демократы выступают против проводимого мною курса на восстановление стратегического партнерства с Россией. Для этого регулярно устраивают демарши против Москвы — от запрета российских СМИ, высылки журналистов, политологов до объявления персонами нон грата российских дипломатов, вице-премьера Дмитрия Рогозина».
Господин Рогозин, кстати, был одним из первых, кто заявил о возможном размораживании конфликта на Днестре. 7 августа в эфире телеканала «Россия 1» он сказал: «Молдавские власти и службы безопасности перекрывают нам возможность ротации наших миротворцев, которые, естественно, заканчивают срок службы и должны вернуться, останавливают официальных представителей России». При этом чиновник выразил уверенность, что власти Молдавии действуют не по своей инициативе.
У Игоря Додона готов ответ на вопрос, зачем и кому может быть выгоден конфликт: «Он позволит еще больше рассорить Москву с Брюсселем, чего, как мы видим, усиленно добиваются антироссийские политики в США. Если же Кремль не вмешается, будет хороший повод выставить российское руководство слабым, не сумевшим защитить своих миротворцев и сограждан». Ранее господин Додон, комментируя ситуацию, отмечал: «Если правительство вместе с парламентским большинством, ведомым силами из-за рубежа, попробуют развязать региональный конфликт и дестабилизировать ситуацию, я, как президент, вместе с народом буду вынужден отправить это правительство в отставку с помощью протестов».
При этом каждый раз, говоря о вероятности нового конфликта, господин Додон подчеркивает, что кровопролития не допустит. В интервью ТАСС он еще раз выступил в роли миротворца: «Как президент и главнокомандующий вооруженными силами, я никогда не отдам приказ на применение военной силы в отношении Приднестровья. По конституции это невозможно сделать без подписи президента».
Эксперты в Кишиневе делятся на тех, кто считает конфликт невозможным, и тех, кто все же допускает вероятность эскалации. Но почти все отмечают, что тема войны эксплуатируется политиками осознанно.
«Заметен рост публикаций на русском и румынском, в которых анализируется военный потенциал конфликтующих сторон, описываются сценарии поведения глобальных игроков в случае начала военных действий. Молдавские политики стали все чаще и чаще вспоминать Приднестровье. Контекст этих упоминаний более чем тревожный»,— констатирует бывший депутат молдавского парламента Марк Ткачук. По его словам, и пророссийские, и прозападные политики в Молдавии обсуждают только одну тему — выбор страны между Западом и Востоком.
Исполнительный директор кишиневского Института стратегических инициатив Владислав Кульминский уверен, что реального возобновления конфликта не хочет никто. «Но все хотят получить политические дивиденды — демократы стремятся к большей легитимности внутри и снаружи, социалисты хотят прийти к власти в роли пророссийской силы. Все рассчитывают использовать ситуацию, чтобы решить свои вопросы, и не ожидают, что это приведет к далеко идущим последствиям. Но именно преследование узких групповых интересов — прямой путь к тому, чтобы Молдова не на словах, а в реальности стала полигоном, где могут столкнуться интересы больших игроков»,— высказал эксперт свои опасения в беседе с “Ъ”.
Экс-глава МИД Приднестровья Валерий Лицкай убежден, что войны не будет, «но спекуляций будет очень много». «Это верхушечная провокационная деятельность и расчет на политические очки. Додон — миротворец и защитник. Чем не дивиденд?» — сказал собеседник “Ъ”. По его мнению, разговоры о новом конфликте можно считать сигналом о начале в Молдавии предвыборной кампании. На 2018 год в стране запланированы выборы парламента, на которых поддерживающие президента Додона социалисты будут бороться за депутатские мандаты с демократами и прозападной оппозицией.
На предвыборный контекст указывает и глава ассоциации «За демократию участия» Игорь Боцан. В беседе с “Ъ” он напомнил, что перед парламентскими выборами 2014 года власти через подконтрольные им СМИ активно раскручивали тему повторения в Молдавии событий, которые к тому моменту происходили на востоке Украины. Тема Донбасса тогда действительно не сходила с экранов телеканалов, подконтрольных Владимиру Плахотнюку. В итоге, по словам господина Боцана, соцопросы показывали, что войны боятся более 30% жителей страны, тогда как в предыдущие годы этот показатель был в пределах 10%. «Это отвлекает общественное внимание от реальных проблем вроде бедности, экономического кризиса и коррупции»,— заключил эксперт.