Российские иноагенты получили подкрепление в Страсбурге
К жалобе отечественных НКО присоединились венгерские правозащитники
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) разрешил пяти венгерским организациям вступить в качестве третьих лиц в дело «“Экозащита” и остальные против РФ»: более 60 российских НКО жалуются на закон об иностранных агентах. Представители Венгрии указали, что в стране был принят аналогичный закон, назвав эту тенденцию опасной. Их участие в деле может создать заслон подобным законодательным инициативам на европейском континенте, считают правозащитники.
Как стало известно “Ъ”, в дело «“Экозащита” и остальные против РФ» в ЕСПЧ вступили в качестве третьих лиц Венгерский Хельсинкский комитет, Венгерский союз гражданских свобод, местная Transparency International, центр журналистских расследований Atlatszo.hu и Институт политики имени Кароя Этвёша, основанный Фондом Сороса. «Дело в том, что в Венгрии в июне этого года приняли закон, аналогичный российскому закону об иностранных агентах. Это первый подобный закон в Евросоюзе, и это опасный тренд»,— пояснил “Ъ” руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков, представляющий в ЕСПЧ интересы ряда НКО. В качестве третьих лиц к делу также присоединились комиссар по правам человека Совета Европы Нилс Муйжниекс, специальный докладчик ООН по вопросу о положении правозащитников Мишель Форст и московский Институт права и публичной политики.
Напомним, в конце марта текущего года ЕСПЧ коммуницировал жалобы от более чем 60 организаций, признанных иноагентами в России. По мнению заявителей, это нарушает ст. 10 и ст. 11 Европейской конвенции о правах человека (право на свободу слова и свободу собраний), а также ст. 14 (запрет на дискриминацию). По закону об иностранных агентах, принятому в РФ в 2012 году, такой статус присваивается организациям, получающим иностранное финансирование и при этом занимающимся «политической деятельностью». Они обязаны вести дополнительную бухгалтерскую отчетность и не могут претендовать на большинство государственных грантов. Позже Минюст получил право принудительно включать НКО в реестр иностранных агентов. Штрафы за отказ от «агентской» регистрации привели к закрытию ряда НКО. Действие закона не распространяется на организации, занимающиеся гуманитарными направлениями, в том числе экологией, культурой и здравоохранением. Однако в реестре среди сотни НКО есть десятки экологических и ВИЧ-сервисных организаций, а в НКО говорят, что закон стал способом борьбы с ними. Венгерский закон не такой жесткий, как российский: местным НКО не надо маркировать себя иностранными агентами, а также есть порог для объема иностранного финансирования, ниже которого не надо делать дополнительные отчеты.
Венгерские организации уже направили свои доводы в Страсбург. Так, в письме сопредседателя Венгерского Хельсинкского комитета Марты Пардави (есть в распоряжении “Ъ”), выступившей от имени пяти организаций, говорится, что ПАСЕ, Венецианская комиссия, представители ООН и комиссар по правам человека СЕ дали негативный отзыв на венгерский закон, сравнивая его с российским. В частности, ПАСЕ выразила несогласие с утверждением, что такие НКО служат интересам иностранных групп и могут поставить под угрозу национальную безопасность и суверенитет страны. А господин Муйжниекс подчеркнул, что закон проводит параллели между иностранным финансированием и преступной деятельностью. «Международное сообщество пришло к выводу, что такие законы нарушают европейские стандарты»,— заявила госпожа Пардави. Она опасается, что подобный закон могут принять в Польше, где, по ее словам, премьер-министр заявил о желании навести порядок в сфере НКО.
Российская Федерация должна к 19 сентября отправить ответы на поставленные ЕСПЧ в рамках разбирательства вопросы (ранее срок был до 19 июля, но РФ попросила продлить его). «К ноябрю-декабрю мы представим наши комментарии на ответы, а затем будет вынесено решение»,— пояснил господин Чиков.
Венгерским организациям решение ЕСПЧ, считают адвокаты, даст больше шансов на успешное обжалование законодательных актов в национальном Конституционном суде. Если это не удастся, они готовы обратиться в ЕСПЧ уже от своего имени. Но главное, подчеркивает господин Чиков, что участие венгров в этом процессе создает возможности поставить заслон подобным инициативам на всем Европейском континенте.