Депутаты Курултая попросят за экс-сенатора Игоря Изместьева
Адвокаты бывшего представителя парламента Башкирии в Совете федерации готовят в Кремль прошение о помиловании
Защита бывшего сенатора от Башкирии Игоря Изместьева, отбывающего пожизненный срок за организацию заказных убийств и терроризм, планирует в начале сентября подать в Кремль прошение о его помиловании. Об этом сообщила вчера правозащитница, глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева. Свой вклад, по ее словам, планируют внести в дело о помиловании депутаты Курултая, интересы которого Игорь Изместьев представлял в Совете федерации в 2001–2006 году.
Людмила Алексеева сообщила вчера журналистам, что защита Игоря Изместьева 5 сентября планирует направить в администрацию президента РФ прошение о помиловании экс-сенатора. В пакете документов, как планируется, будет и письмо в защиту осужденного, подписанное депутатами Курултая. В парламенте Башкирии пока эту информацию не комментируют.
О помиловании экс-сенатора Людмила Алексеева, которая много лет доказывает невиновность Игоря Изместьева, в июле лично просила президента РФ Владимира Путина, когда он пришел поздравить ее с юбилеем. В Кремле не исключили, что эта просьба будет удовлетворена.
Игорь Изместьев представлял интересы Курултая республики в Совете федерации в 2001–2006 годах. В начале 2000-х годов он входил в ближайшее окружение главы «Башнефти» Урала Рахимова — сына первого президента республики. В 2005 году дочерние структуры компании «Корус-холдинг», которой руководил господин Изместьев, были заподозрены в уклонении от уплаты налогов через внутренние офшоры на Байконуре по той же схеме, по какой ЮКОС оптимизировал налогообложение через офшоры ЗАТО Лесной (за что были приговорены к лишению свободы Михаил Ходорковский и Платон Лебедев). В начале 2007 года сенатор был арестован. Ему, как сообщал „Ъ“, были предъявлены обвинения в причастности к заказным убийствам директора по производству Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода Салавата Гайнанова, московского нотариуса Галины Перепелкиной, сотрудника фирмы «Ронекс» Олега Булатова, бывшего главбуха Башкирской нефтехимической компании Валерия Сперанского, а также руководителя финансовой компании «Корвет» Михаила Орлова (всего в уголовном деле шла речь о более чем десяти убийствах, совершенных в 1994–2004 годах). Также экс-сенатору было предъявлено обвинение в поджоге в 2003 году, в разгар президентской предвыборной кампании в Башкирии, златоустовской типографии, печатавшей предвыборные материалы башкирской оппозиции, покушениях на предпринимателя Юрия Бушева (гражданского мужа госпожи Перепелкиной) и сына президента Башкирии Урала Рахимова. Подрыв джипа охраны господина Рахимова, в результате которого погибли два человека, был квалифицирован следствием как теракт. Экс-сенатор обвинений в свой адрес не признал. В декабре 2010 года Мосгорсуд приговорил его к пожизненному сроку за создание и руководство вооруженной бандой, организацию убийств двух и более лиц, организацию террористического акта. Одновременно суд удовлетворил иски потерпевших на общую сумму 7,8 млн руб. В апреле 2015 года генпрокурор России Юрий Чайка сообщал в докладе, что из Швейцарии возвращены активы экс-сенатора, за счет которых был компенсирован ущерб потерпевшим от совершенных им преступлений в России.
Обвинения, предъявленные Игорю Изместьеву, строились, как сообщал „Ъ“, главным образом на показаниях частично признавшего свою вину лидера кингисеппской группировки (она была образована в 90-х годах в городе Кингисепп Ленинградской области) Сергея Финагина и полностью признавшего вину киллера ОПГ Александра Иванова.
Новый поворот в биографии экс-сенатора начался в 2014 году, когда он дал показания Следственному комитету об обстоятельствах приватизации «Башнефти» в 2000-е годы, способствовавших установлению над АНК контроля вначале структур Рахимова-младшего, а затем продаже АФК «Система». Уголовное дело по факту хищения акций «Башнефти» и легализации полученных за счет этого доходов, возбужденное в отношении Урала Рахимова, бизнесмена Левона Айрапетяна и основного владельца «Системы» Владимира Евтушенкова, стало одним из шагов к деприватизации АНК в конце 2014 года и ее дальнейшей продаже «Роснефти» в октябре 2016 года.