10 фильмов фестиваля «Послание к человеку»
Выбор Андрея Карташова и Ксении Рождественской
15 сентября в Санкт-Петербурге открывается XXVII Международный кинофестиваль "Послание к человеку". У фестиваля сразу несколько конкурсных программ: международный конкурс в трех категориях — полнометражного документального, короткометражного игрового и анимационного кино, национальный конкурс документального кино и международный конкурс экспериментальных фильмов, а также обширная внеконкурсная программа, включающая показы новейших игровых фильмов "Кино сверхреальности", несколько панорамных, тематических и ретроспективных программ. Weekend выбрал самые интересные фильмы из разных фестивальных программ
международный конкурс, документальное полнометражное кино
Киноооператор
Заглавие фильма Кирстен Джонсон, уже успевшего получить десятки наград по всему миру, обозначает профессию, которой его автор занимается 20 лет. Специально для своего режиссерского дебюта она не сняла ни одного кадра. Фильм смонтирован из материалов, не вошедших в фильмы, на которых Джонсон работала оператором: в кадре — Нигерия (фильм о деревенской акушерке), Манхэттен (о философе Жаке Деррида), Босния (о последствиях югославской войны). Английский термин cameraperson дословно переводится как "человек с камерой" — нетрудно увидеть здесь рифму с классическим фильмом Дзиги Вертова "Человек с киноаппаратом" (его отреставрированную копию в этом году покажут на открытии "Послания к человеку" на Дворцовой площади). Джонсон по-вертовски ставит проблему отношений кино и реальности, при этом по жанру это одновременно эссе, травелог и автобиография.
Шелковая кожа
Герои "Шелковой кожи" — шесть бодибилдеров, чьи торсы настолько огромны, что не всегда помещаются в кадр. У всех героев разные профессии, разная жизнь и разные мотивы для того, чтобы превращать свои тела в пугающее нагромождение мускулов. Модный канадский режиссер Дени Коте наблюдает за обычной жизнью этих мужчин, всячески пытающихся скрыться от повседневности в фантазийный мир селфи и фотосессий. "Шелковая кожа" едет на "Послание к человеку" прямо с фестиваля в Локарно — главного в мире смотра нестандартного кино.
национальный конкурс
Бабочки
"Бабочки" выросли из удивительного проекта "Реальность" режиссеров Александра Расторгуева, Павла Костомарова и журналиста Алексея Пивоварова: обычных людей просили снимать свою жизнь на камеру, а профессиональные режиссеры отбирали и монтировали материалы. "Бабочки" смонтированы Дмитрием Кубасовым из съемок молодого человека по имени Алексей, который в 2013 году отправился на кинофестиваль имени Андрея Тарковского в Плес. Главным героем картины стал он сам и юноша, с которым у Алексея на фестивале завязался роман. Статистами в этой истории, не подозревая о том, стали гости и участники фестиваля.
Олег Евгеньевич
Несколько минут из жизни человека из массовки. Это он аплодирует на записи развлекательного телешоу — правда, в кадр никогда не попадает, потому что его лысина бликует. Это он, придя домой, тупо сидит перед телевизором на диване. Ухаживает за лимонным деревом. Слушает звук "пщщщщ", открывая банку с пивом. А потом ему звонит его бывшая. Смешная и страшная зарисовка о человеке, из которого будто бы выпустили воздух. 22-минутная короткометражка "Олег Евгеньевич" — курсовая работа Линары Багаутдиновой из Московской школы кино, идею которой подсказал один из ее кураторов, режиссер Борис Хлебников.
панорама.doc
Сомнилоги
Одной из самых странных премьер последнего Берлинского кинофестиваля ценители всего странного признали "Сомнилоги". Фильм произведен в гарвардской лаборатории сенсорной этнографии: ее участники, окопавшись в одном из лучших университетов мира, исследуют человеческую и не только природу средствами авангардного кино. В этот раз лидеры лаборатории Верена Паравель и Люсьен Кастен-Тейлор (прославившиеся "Левиафаном" о рыболовном траулере) сняли фильм о сне. В его основу положены записи американца Дайона Макгрегора, который записывал на диктофон свои разговоры во сне.
Тетраграмматон
Клим Козинский, ученик Бориса Юхананова, сделал кинокомикс для тех, кто до сих пор не понял, что философы и есть настоящие супергерои, спасающие мир. Веселое издевательство то ли над философией, то ли над кинематографом, то ли над зрителями, которые требуют развлекательного кино: нуар с Хайдеггером, вестерн с Делезом, окровавленные джедаи свободной мысли — всего восемь частей в духе анимации "Монти Пайтона и священного Грааля". Сам режиссер, представляя картину, говорит, что это "хулиганский ликбез по истории философии, представленный в серии убийств, взрывов, заговоров, перестрелок, предательств и таинственных похищений".
кино сверхреальности
Вестерн
Одним из самых громких фильмов прошлого года стал "Тони Эрдманн" Марен Аде. В этом году появилась еще одна картина, в которой другой режиссер "берлинской школы" отправляется за пределы Германии в Восточную Европу — новый фронтир Евросоюза. Ирония названия "Вестерн" в том, что это вовсе не жанровое кино, хотя ситуация в целом действительно напоминает Дикий Запад: удаленное место на краю европейской цивилизации, куда прибывают пришельцы, в данном случае — немецкие рабочие на стройку завода в Болгарии. В фильме Гризебах нет центрального конфликта, он весь построен из случаев и анекдотов — режиссеру интереснее наблюдать за людьми (всех персонажей играют непрофессионалы), чем выстраивать драматическое повествование. Премьера "Вестерна" с успехом прошла весной в Канне.
культурфильм — «с южных гор до северных морей: первые советские фильмы-путешествия»
Евреи на земле
Немой пропагандистский фильм снят в 1927 году по заказу ОЗЕТ (Общества землеустройства евреев-трудящихся) в рамках кампании против антисемитизма. Сценарий написали Владимир Маяковский и Виктор Шкловский, ассистентом Абрама Роома была Лиля Брик. Это фильм о переселении евреев из местечек "на землю", в степной Крым, и создании земледельческой еврейской коммуны. Шкловский считал, что картина "не удалась, потому что не удалось дело". Но титры, сделанные Маяковским, превращают хронику в настоящий эпос, который, правда, длится всего 18 минут: "Вол не понимает еврея — еврей не понимает вола... Это было раньше. А теперь: еврей понял быка и бык понял еврея".
революция. призрак бродит по экрану
Падение династии Романовых
Еще один фильм 1927 года, первая и одна из самых важных монтажных картин в истории кино. Эсфирь Шуб столкнула материалы личного киноархива Николая II и кинохронику 1912-1917 годов, получив в результате живую историю распада старого мира. Критики говорили, что это лишь "перелистывание кинодокументов", но сама Шуб сравнивала свою работу с работой инженера, создающего новую машину из уже существующих деталей. Советская критика считала кадры дворцовой хроники комическими и самопародийными. Сегодня эти эпизоды воспринимаются совсем иначе: как последние "селфи" тихих времен.
конкурс экспериментального кино IN SILICO
Все мои телефонные номера утонули
Художник-аниматор, иллюстратор и режиссер Михель Клофкорн в своих работах превращает рекламные поверхности во что-то вроде иллюзорного покрывала майи, заматывая в него весь мир. Он застилает гигантскими рекламными лицами парковку и следит за тем, как по этим лицам передвигаются люди-муравьи. Он смотрит, как изображения моделей шевелятся на ветру, превращаясь в явление природы. Или, как в короткометражке "Все мои телефонные номера утонули", набрасывает на человека покрывало с лицом Тома Круза и отправляет его куда-то на окраину мира.