Налоговые сервисы перемещаются в мобильный мир
ФНС проводит в Москве семинар ОЭСР по цифровому администрированию
В Москве открылся семинар Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейской организации налоговых администраций (IOTA) и ФНС России, посвященный трансформации налоговых органов в связи с переходом к цифровому администрированию и развитию мобильных сервисов в налогообложении. Опыт ФНС в этой сфере — одна из главных тем семинара: Россия — часть неформального Брисбенского клуба передовых налоговых администраций, на опыт которой ориентируется ОЭСР.
Двухдневный семинар для руководства национальных налоговых органов, международных организаций и IT-компаний проводится ФНС для ОЭСР и IOTA с 30 августа по 1 сентября. Тема мероприятия формально довольно узкая — это клиентоориентированный дизайн и разработка мобильных приложений в налоговом администрировании. Впрочем, сама по себе тема, видимо, является наиболее конъюнктурно важной во взаимодействиях между налоговыми органами и налогоплательщиками: массовый переход на мобильные приложения потребителя — реальность, и наиболее развитые налоговые администрации в мире уже обязаны учитывать этот тренд в своей работе. Семинар необычно представителен, на нем работают представители 35 стран. IOTA, координирующая в том числе работу налоговых служб стран ЕС, представлена главой организации Силвой Пинту, ОЭСР — главой форума организации по налоговому администрированию (FTA) Питером Грином.
Ключевой доклад в открытие семинара представил глава ФНС Михаил Мишустин. В случае с Россией хостинг мероприятия не формальность. В рамках ОЭСР сформирован неформальный клуб технологически наиболее передовых налоговых администраций мира — Брисбенский клуб, в него входят сейчас Россия, Сингапур, Канада и Австралия. Россия в рамках FTA OECD ведет основной проект, посвященный теме семинара — разработкам по цифровым услугам и цифровым каналам доставки, а наибольший интерес к мероприятию вызван именно российским опытом цифровизации налоговой службы. По словам Михаила Мишустина, вчера он демонстрировал работу основных элементов российской экосистемы налогового администрирования — АСК НДС-2, систему онлайн-касс, системы маркировки товаров RFID-метками (рынок меха) и QR-кодами (фармрынок), электронные офисы налогоплательщиков на сайте ФНС.
В большинстве стран мира аналогичных сервисов с такой функциональностью пока не существует, и это в целом существенная проблема, поскольку часть обсуждения семинара посвящена кросс-связям и доступности электронных налоговых сервисов для компаний в другой юрисдикции. ФНС представила на семинар сервисы, созданные для работы иностранных компаний в РФ, реализующих электронные услуги или контент,— с января 2017 года такие компании обязаны регистрироваться в РФ и платить НДС, ФНС создала для них специальный НДС-офис, в том числе полнофункциональный «Личный кабинет иностранной организации» на своем сайте. Пока это довольно небольшая часть работы ФНС, таких налогоплательщиков в РФ 121. Среди резидентов РФ в личных кабинетах налогоплательщиков зарегистрировано 25,8 млн физлиц (то есть порядка четверти населения в трудоспособном возрасте), 770 тыс. индивидуальных предпринимателей и 485 тыс. юрлиц. Это тем не менее создает возможность уже сейчас говорить о перспективах полного перехода налогоплательщиков к такого рода сервисам: обычно эти процессы, в России пришедшиеся на 2014–2017 годы, в дальнейшем идут взрывообразно в течение нескольких лет. В ближайшие годы они будут прирастать в том числе перемещением работы в мобильные приложения.
Михаил Мишустин на семинаре представил свежие данные по налоговым сборам, демонстрирующие, что рост сборов ФНС за первое полугодие 2017 года (5,2 трлн руб., рост 33% год к году) в значительной части обязан изменениям в администрировании, в том числе его цифровизации. Рост собираемости социальных сборов, администрируемых ФНС,— 7,5% год к году, продолжается рост собираемости НДС выше ожиданий (7,2% роста год к году), сбор налогов с собственности вырос на 15%. Лишь рост сборов сырьевых налогов на 40% полноценно объясняется изменением сырьевых цен, в прочих составляющая улучшения администрирования заметна.