Мусульмане Мьянмы вызвали огонь на себя
Действия повстанцев рохинджа спровоцировали жесткую антитеррористическую операцию
Около 30 тыс. мусульман народа рохинджа покинуло территорию Мьянмы в попытке спастись от правительственных войск. Такие данные были обнародованы во время экстренного заседания Совбеза ООН. Проведенный на прошлой неделе группировкой «Армия спасения рохинджа Аракана» (Аракан — штат, где проживают рохинджа) налет на несколько полицейских участков и военную базу спровоцировал крупнейшую с 2012 года ответную волну насилия, которую армия Мьянмы объясняет антитеррористической операцией. По рассказам очевидцев, войска и помогающие им буддистские добровольцы убивают рохинджа и жгут их деревни. Численность беженцев еще не превысила показатель 2012 года (120 тыс. человек), но площадь пожаров уже в пять раз больше, чем в прошлый раз.
Всю прошлую неделю пограничники Бангладеш вылавливали из разделяющей эту страну с Мьянмой реки Наф трупы тех, кто не смог доплыть до нейтральной территории. При этом сейчас там уже собралось около 30 тыс. человек. Гуманитарные организации и власти пограничного бангладешского округа Кокс-Базар задействовали все мощности по размещению беженцев, но предпринимаемых усилий все равно недостаточно. Генсек ООН Антониу Гутерриш призвал власти Бангладеш пропустить рохинджа дальше в страну, на что представители официальной Дакки ответили: ни мест, ни ресурсов для размещения такого количества людей у них нет. Бангладеш с начала 1990-х годов уже и так принял около 400 тыс. представителей рохинджа, спасающихся от преследований у себя на родине.
Эксперты и мировые лидеры ожидали, что с окончанием правления военной хунты и приходом к власти в Мьянме в конце 2015 года соратников лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи насилие в отношении рохинджа остановится и представителям этого народа наконец дадут мьянманское гражданство. Ожидания не оправдались: следуя за электоратом, пришедшая к власти «Национальная лига за демократию» во главе с Аун Сан Су Чжи не сделала ничего, чтобы улучшить положение этого мусульманского меньшинства (1,1 млн человек из 55 млн жителей). Буддисты Мьянмы (89% населения) считают рохинджа нелегальными мигрантами из Бангладеш, а власти отказывают им в гражданских и политических правах. После последнего всплеска насилия официальный Нейпьидо называл вооруженные группы рохинджа не иначе как «бенгальскими террористами», намекая на их происхождение из региона Бенгалия, находящегося на территории Индии и Бангладеш.
Нынешнее обострение началось после того, как 25 августа члены созданной в октябре 2016 года «Армии спасения рохинджа Аракана» провели скоординированную атаку на несколько полицейских постов и базу мьянманской армии. Погибли 12 силовиков и 77 повстанцев (по другим данным, в сумме около 120 человек). После этого войска начали антитеррористическую операцию, результатом которой и стала нынешняя волна беженцев. Спасшиеся бегством жители лагеря беженцев сообщили агентству Reuters, что армия совместно с буддистскими добровольцами целенаправленно поджигает деревни мусульман, заставляя их бежать в Бангладеш. Общая площадь пожаров уже пятикратно превысила прошлый печальный рекорд, установленный в 2012 году.
Правительство Мьянмы отрицает эту информацию, называя повстанцев виновными в поджогах и убийствах правительственных войск. Они связывают боевиков-рохинджа с международными исламскими террористическими движениями. Определенные основания для этого есть: «Армия спасения», по данным International Crisis Group, была основана рохинджа, жившими в Саудовской Аравии и Пакистане и получившими подготовку в Афганистане. Финансирование, как предполагается, группировка получает из Саудовской Аравии.
Эксперту Центра стратегических разработок Антону Цветову ситуация в Мьянме кажется безвыходной.
«"Армия спасения" запустила этот виток насилия для того, чтобы привлечь внимание к положению рохинджа, но в результате не добилась ничего, кроме еще больших страданий этих людей,— сообщил собеседник “Ъ”.— Правительство Мьянмы совершенно не реагирует на призывы ООН прекратить насилие, а Аун Сан Су Чжи не может дать этим людям гражданство, потому что эта мера не находит поддержки у населения страны».
За рохинджа в числе прочих уже вступились президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и глава Чечни Рамзан Кадыров — все они потребовали от ООН вмешаться и прекратить насилие. «Власти Мьянмы стремятся уничтожить народ, а соседние страны не принимают беженцев, вводя смешные квоты,— написал руководитель республики на своей странице в Instagram.— Буддистское правительство Мьянмы пытается объяснить массовые убийства и геноцид рохинджа действиями тех, кто пытается оказать вооруженное сопротивление. Весь мир видит, что происходит гуманитарная катастрофа, видит, что это открытое преступление против человечности, но молчит!» Накануне Совбез ООН провел за закрытыми дверями встречу по ситуации в Мьянме, но никакого заявления по итогам выпущено не было. Как сообщили агентству AFP британские дипломаты, принять резолюцию не удалось из-за позиции Китая, который противится чрезмерному вмешательству ООН в конфликт.