Школы записывают на прием к психологу
ЧП в Ивантеевке может привести к ужесточению правил безопасности в образовательных учреждениях и контролю над интернетом
К серьезному ужесточению законодательства и контроля над безопасностью в российских школах может привести инцидент, происшедший сегодня в подмосковной школе, где девятиклассник выстрелил из пневматического пистолета в педагога и взорвал петарды. С такими предложениями сегодня выступили политики и общественные деятели. В частности, детский омбудсмен Анна Кузнецова предложила создать «систему мер по предотвращению проявлений жестокости детей», в Госдуме настаивают на продолжении работы по ограничению свободы в интернете. Эксперты называют рост жестокости ключевой проблемой России.
Сегодня в школе №1 в подмосковной Ивантеевке 15-летний учащийся девятого класса пронес в здание пневматическое ружье, топорик для разделки мяса и несколько взрывпакетов, которые изготовил самостоятельно, пользуясь руководством из интернета. По предварительной версии следствия, у ученика возник конфликт с учительницей информатики, в результате которого он ударил педагога по голове топориком, а после выстрелил в нее из пневматики. Инцидент произошел в коридоре школы, оставшиеся в классе ученики заблокировали вход в кабинет. После нескольких попыток выбить дверь девятиклассник взорвал под ней петарды. Среди школьников началась паника, трое выпрыгнули на улицу из окна второго этажа, получив при этом переломы и ушибы. Все пострадавшие, включая учительницу, были доставлены в больницу. Через некоторое время школу оцепили сотрудники полиции, которых вызвали школьники и педагоги. Была проведена эвакуация. Вскоре девятиклассник сам вышел из здания и был задержан.
ГСУ СКР по Московской области возбудило уголовное дело по ст. 213 УК РФ («Хулиганство») и ст. 293 УК РФ («Халатность»). Как сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко, по распоряжению главы ведомства Александра Бастрыкина уголовное дело передано для дальнейшего расследования в центральный аппарат Следственного комитета. В Минобрнауки сегодня на инцидент отреагировали кратко: «Следствие должно разобраться в происшедшем. Минобрнауки в настоящее время выясняет детали случившегося». Пресс-служба подмосковного министерства образования сегодня была недоступна для комментариев.
Инцидент вызвал бурную реакцию политиков и общественных деятелей. Уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова через несколько часов после случившегося предложила создать в России систему по предупреждению детской жестокости: «10–20 лет назад мы удивлялись подобным новостям из американских школ. Неужели этот страшный вирус пришел к нам?» Госпожа Кузнецова добавила, что было принято решение о создании рабочей группы экспертов-психологов, которые проанализируют причины этого явления. Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александр Асмолов заявил “Ъ”, что культура жестокости входит в школы.
Он назвал происходящее «ключевой ситуацией для России», так как наблюдается «превращение жесткого поведения как средства разрешения тех или иных проблем в норму обыденного поведения».
Руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского Елена Дозорцева, говоря о возможной профилактике, отметила, что «сейчас в школах, конечно, очень мало психологов — они не могут выяснить все по поводу каждого ученика». «Несколько лет назад в школах сократили ставки социальных педагогов, в функции которых входила адресная профилактическая работа по оказанию помощи детям и семьях, находящимся в социально опасном положении или относящимся к группам риска. Это была огромная ошибка, которая лишила школу важной социальной функции»,— заявила «РИА Новости» глава комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, материнства и детства Диана Гурцкая.
Ужесточить российское законодательство, регламентирующее безопасность в образовательных организациях, предложил депутат Московской областной думы Олег Рожнов: «Возможно, для предотвращения подобных случаев нужны более строгие подзаконные акты и правила». В Государственной думе считают, что имеющихся законодательных актов достаточно. «Давайте будем выполнять то, что мы уже приняли»,— отметил в беседе с “Ъ” первый зампред комитета Госдумы по образованию Геннадий Онищенко. По его мнению, в связи со случившимся в Ивантеевке «необходимо осмысливать системные вещи», в частности ограничение доступа к информации в интернете. «Никакого нарушения прав человека, речь идет о разумном ограничении, ведь когда не было интернета, нас тоже ограничивали в информации. Например, до определенного возраста мне не позволяли читать Куприна из-за излишней откровенности, позже я воспринимал его совершенно нормально»,— сказал господин Онищенко. Депутат подчеркнул, что работа по ограничению доступа к информации в интернете была начата «в связи с суицидальными вещами в сети» и ее необходимо продолжить.
На странице в сети «ВКонтакте», которая предположительно принадлежит подростку, совершившему нападение, содержатся многочисленные упоминания и изображения оружия.
«В теории такие вещи могут замечать друзья, родственники, но у интернета есть элемент карнавальной культуры: люди просто выпускают пар, и очень сложно отличить реального преступника от того, кто только притворяется»,— сказал “Ъ” заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени Ломоносова Иван Засурский.
По его мнению, запрет или ограничение доступа к информации не будут эффективными: «Мы можем угодить в китайскую ловушку — они сейчас строят целую сеть слежки за человеком, ставят ему "оценку за поведение", это крайность, в которую лучше не попадать». Эксперт добавил, что «информация в аккаунте могла бы дать сигнал психологу о том, что что-то не так, но ведь никто этим не интересуется. Новые медиа — это не проблема, как иногда кажется людям старшего поколения, а лекарство, просто нужно научиться с ним работать».