Хоррор на хуторе
На экранах фильм "Гоголь. Начало"
К началу учебного года в прокат вышел фильм "Гоголь. Начало", предлагающий нестандартный взгляд на жизнь и творчество классика русской литературы. По мнению Юлии Шагельман, интересных (пусть и позаимствованных) идей у режиссера Егора Баранова и его команды было намного больше, чем бюджетных и технических возможностей их реализовать.
Сама по себе мысль сделать Гоголя кем-то вроде агента Малдера XIX века вполне остроумна, даже если не слишком оригинальна. Еще в фильме "Путешествие в машине времени" ("Time After Time", 1979) Герберт Уэллс бросался в прошлое на поиски Джека Потрошителя, собственноручно построив соответствующую машину, а в "Вороне" (2011) Эдгар Аллан По ловил серийного убийцу, имитирующего его произведения. Детективы и триллеры, в которых главным героем становится какое-нибудь известное историческое лицо, выходят пачками что ни сезон, и если уж президент Линкольн может стать охотником на вампиров (пусть экзерсис Тимура Бекмамбетова на эту тему, мягко говоря, не слишком удался), то самому мистическому из русских классиков сам бог велел поучаствовать в чем-то таком потустороннем.
В 1829 году Николай Васильевич Гоголь (звезда фильма "Притяжение" Александр Петров) кропает свои первые, довольно неудачные, литературные опыты. Поэма "Ганс Кюхельгартен", подписанная псевдонимом "В. Алов", настолько плоха, что Гоголь выкупает весь тираж и сжигает его. А в качестве настоящего, надежного занятия будущий классик служит писарем в Третьем отделении — тоже реальный факт. Несмотря на вопиющую профнепригодность Гоголя, не выносящего вида крови и склонного к внезапным обморокам и непонятным видениям, его привечает знаменитый сыщик Яков Петрович Гуро (Олег Меньшиков, повторяющий своего Фандорина из "Статского советника", только в красном пальто), которому именно эти паранормальные способности молодого писаря позволяют раскрыть очередное дело. Поэтому, когда Гуро отправляется в Полтавскую губернию расследовать загадочное убийство девушки, начинающего литератора он берет с собой.
По приезде в село Диканька обнаруживается, что оно ничем не напоминает уютную сказочную картинку из классического фильма Александра Роу. Зато очень похоже на "Сонную лощину": фильму Тима Бертона наш "Гоголь" обязан и холодной синеватой цветовой гаммой, и антуражем (таинственный лес, река, вечный туман), и образом романтической белокурой красавицы (здесь она — жена местного помещика, но актрису Таисию Вилкову, кажется, взяли на роль как раз за некоторое сходство с Кристиной Ричи), и натуралистичной сценой эксгумации трупа, и типажами местных представителей власти. Прямиком из "Сонной лощины" сюда перекочевал и ужасный черный всадник, которому приписывают убийства невинных девиц. Правда, у нашего всадника есть голова и — для пущего страха — растущие из спины рога, но десять отличий от персонажа Бертона точно не наберется.
Конечно, целых шесть сценаристов, работавших над сюжетом фильма Егора Баранова, действительно черпали щедрой рукой из биографии Гоголя и из его произведений. С гоголевских страниц взято большинство эпизодических персонажей и постоянные виньеточки вроде рассказа следователя Гуро о маньяке-чиновнике, ворующем шинели и — какой реприманд неожиданный! — пожирающем своих жертв. Еще здесь есть пара неопасных шуток про "клятых москалей", непременные вареники и галушки, подмигивание прежним ролям Олега Меньшикова ("А не хлопнуть ли нам по рюмашке?") и внезапный Пушкин в исполнении Павла Деревянко — самый страшный персонаж в этом фильме ужасов. Однако, несмотря на все эти детали, неистовое желание создателей картины придать ей то, что кажется им у Бертона и других заграничным шиком, лишает ее всякой самобытности. Этот Гоголь мог бы подвизаться хоть в Йоркшире, хоть в штате Мэн.
Возможно, "Гоголь. Начало" действительно мог бы подвигнуть школьников достать с полки запыленный томик "Вечеров на хуторе близ Диканьки" (особенно, конечно, их должен заинтересовать рейтинг "18+"), но едва ли им глянется чисто техническая кустарность, с которой это кино снято. По сути, это не законченная картина, а два первых эпизода восьмисерийного фильма, который будет показан на канале ТВ3 в 2018 году, а до этого в широкий кинопрокат с промежутком в месяц выйдут еще три полнометражки по мотивам "Вия", "Страшной мести" и "Заколдованного места". Продюсер Александр Цекало горячо настаивает, что его детище — именно многосерийный фильм, а не сериал, хотя принадлежность его малому экрану видна невооруженным глазом, особенно в том, что касается монтажа и спецэффектов. И это телевидение уровня не "Игры престолов", а какого-нибудь "Дома ужасов Хаммера" 1980-х годов — с вызывающе искусственной кровью, пластиковыми частями тела и гримом, достойным разве что самодеятельного театрального кружка. Все это, положим, пугает, но в основном тем, насколько плохо сделано.