Заповедник, который учит
"Заповедная смена" — всероссийский образовательный проект, который создала ведущая индустриальная компания En+ Group. Это эколого-промышленные экспедиции для школьников в заповедники России, которые проходят уже несколько лет в различных регионах от Кавказа до Приморского края. "Огонек" побывал на Байкале и узнал, как заповедник меняет детей, а дети — заповедник
Далеко внизу под ногами бесконечная тайга. Стальной лентой в ее зеленые кудри вплетается залив Байкала. "Гора, на которой вы стоите, когда-то была морем,— говорит участникам экспедиции Виктор Степаненко, сотрудник отдела экопросвещения Прибайкальского национального парка.— Байкалу 20 млн лет, этим камням еще больше. А наша кедровая тайга бесконечна во времени, пока есть маленькая птичка кедровка".
Виктор Николаевич дует в манок, раздается высокая птичья трель, и через полминуты на ближайший кедр садится пятнистая птичка, потом еще одна. Дети отрываются от телефонов и пораженно молчат. "Кедровка,— продолжает Виктор Николаевич,— прячет кедровые орешки в зоб и уносит их туда, где еще не растут кедры. На болота, на гари, там семена прорастают. Так эти птички и делают кедровую тайгу бесконечной. Там, где растет кедр, всегда больше диких животных — медведей, бурундуков, соболей. Многообразие жизни зависит от птички. Сила природы держится на хрупких и маленьких. Ну таких, как вы сейчас".
Многие идеи ребят были воплощены в жизнь. Например, они изменили жизнь самого знаменитого и самого посещаемого заповедника в Красноярском крае — заповедника "Столбы"
Ребята аккуратно записывают все в экспедиционную книгу. В смене "Иркутск: от ГЭС до заповедного Прибайкалья" участвуют школьники из Красноярска, Иркутска, Ангарска, поселка Аксеново-Зиловское. Они разделены на команды, у каждой своя книжка с вопросами. Образовательная экспедиция — не нудные лекции на природе, а приключенческий квест. Ответы нужно искать самим, причем на скорость. Спрашивать взрослых, находить растения, насекомых, птиц, решать головоломки. Команда, которая справится с заданиями лучше всех, получает призы. Подростки с азартом интересуются, например, у главного инженера Иркутской ГЭС: "Какова будет зона затопления Иркутска в случае прорыва ГЭС?" "Теоретически затопит весь город,— смеется он.— Но практически плотина устоит даже в случае прямого ракетного удара". У сотрудников Прибайкальского национального парка школьники допытываются: "Птичка серый сорокопут может съесть птицу своего размера? А почему это у вас на елках цветы?" "Может! — уверенно отвечают сотрудники,— а на елках — это единственная лиана в Сибири — княжик сибирский. Она цветет белыми колокольчиками. Лиана оплетает деревья, и елки у нас в Сибири выглядят цветущими". "Чья это лапа? Чья? — спрашивают дети друг у друга, разглядывая мохнатую когтистую лапку на фотографии.— Соболь? Ты что, ослеп? Это нерпа!"
В 2017 году, который назван Годом экологии, исполняется ровно век первому заповеднику в России. Он был создан на Байкале. Этим летом образовательные экспедиции охватили 11 охраняемых природных территорий, в них участвовали 1000 школьников от 12 до 17 лет. Каждая смена эколого-промышленная. Неделя экспедиции начинается с промышленного объекта — ТЭЦ, гидроэлектростанции, угольного разреза, аэропорта или космодрома — и продолжается походом-квестом в заповеднике. Участникам экспедиций показывают сначала подчиненную человеку природу, а потом охраняемую. Зачем?
— Наша задача объяснить детям, что есть промышленность, которая, хотим мы того или нет, будет развиваться,— рассказывает Игорь Гребенник, методист программы "Школа нового поколения" фонда Олега Дерипаски "Вольное дело".— А есть территории природные, которые являются особо охраняемыми. Нам нужно, чтобы у ребят сформировалось особое мировоззрение. Они должны понимать, что необходима гармония между существующей природой и развивающейся промышленностью. Ясно, что промышленность какой-то вред природе будет наносить. Но задача будущих поколений, чтобы этот вред был сведен до минимума либо его не было вообще. И мы хотим, чтобы, пока они маленькие, у них появилось понимание необходимости сохранения природы. Гармония человека и природы — основной смысл наших экспедиций. Ну и экспедиция так устроена, что ребята учатся добывать знания сами. У них появляется познавательная лихорадка.
Школьникам предстоит не только созерцать природу и промышленных гигантов, получающих энергию благодаря ей. Не только научиться задавать вопросы. Им нужно будет придумать, как сделать заповедники лучше.
Несовместимая любовь
"Лоперсами режь! — кричит 13-летний Саша Демидов,— что ты ветки руками ломаешь как дикий!" Дети двигаются по лесу с датчиками GPS и расчищают место для будущей тропы.
— Я вот никогда не задумывался, как тропы в заповедниках появляются,— говорит Саша.— А оказывается, их действительно нужно протаптывать. Но сначала пулаской — это кирка особая — нужно дерн с земли снять. Ветки лоперсами — это такие большие щипцы — срезать. Некоторые ветки плохо режутся, для этого силы нужны. Зато мышцы появляются.
Сотрудники Байкальского заповедника отметили участок леса, где должна пройти новая тропа, ленточками на деревьях. Участникам экспедиции нужно выбрать оптимальный маршрут, расчистить его и придумать, где будут станции — остановки с информационными стендами, описывающими какое-нибудь интересное место в лесу. Эти остановки с помощью GPS надо нанести на карту. Тропа, которую создают школьники, предназначена для детей. В "заповедной смене" ее придумают, а прокладкой в следующем году уже займутся профессионалы.
— Подростки лучше знают, что интересно их сверстникам,— считает Василий Сутула, директор Байкальского заповедника.— Мы в этом плане немного зашоренные, а у них полно идей. Конечно, их предложения нужно фильтровать, выбирать лучшее. У нас они проводят начальную разведку и разработку тропы. Создают проект на бумаге. Мы доработаем и будем реализовывать.
Ребята нашли место для детской площадки с горкой и качелями и придумали еще 10 станций. Рядом с муравейником запланирован стенд с информацией о том, чем муравьи полезны для леса. Еще одна станция — "медвежья яма". Эту яму вырыл медведь и хранил здесь запасы. Станция "кедровые ворота" — два кедра, склонившиеся друг к другу. Рядом будет стенд с рассказом о том, насколько важен и полезен кедр для тайги. Еще одна остановка — "дерево-компас". Это сосна, у которой ветки растут только с северной стороны...
Большую часть станций придумала 17-летняя Дарья Горячева из Красноярска. Она учится в школе, которая работает по программе "Школа нового поколения". В учебном заведении — самоуправление, а Даша — избранный школьниками министр науки. "Я уже третий раз в образовательной экспедиции,— рассказывает Даша.— Каждый заповедник интересен по-своему, у каждого — свой характер. Вообще, очень здорово быть в лесу, здесь ты переносишься в другой мир. Интересно было создавать будущую тропу. Я старалась придумывать оригинальные названия станциям. Моя любимая — это "Несовместимая любовь". Два очень красивых дерева — береза и сосна — сплетены. Поразительно: они не предназначены друг для друга, но так срослись вместе. Заповедник повлиял на мое мышление. Я теперь иначе чувствую лес. Он как будто часть меня. Я надеюсь, что в одну из экспедиций пойму, чем хочу заниматься в будущем. После работы в экспедициях ты хочешь, вернувшись в свою школу, что-то изменить в ней, поделиться опытом. Я уже два года министр науки в своей школе, и мы теперь сами делаем свои экспедиции".
Сердце Байкала
Эколого-промышленные экспедиции на базе заповедников — только часть экопросветительской программы En+ Group. Еще один проект, который стартовал на Байкале и продолжается уже шесть лет,— двухнедельные длительные образовательные проекты под названием "Сердце Байкала". 450 ребят из 11 регионов России ежегодно почти все лето живут на берегу байкальского залива "Малое море" и создают собственное государство экологов, энергетиков и угольщиков. Экологическая смена представляет собой эколого-экономическую игру со взрослыми задачами — развитие туристической инфраструктуры заповедников без вреда для природы.
Дети выбирают депутатов в законодательное собрание, министров, есть банк, избирком, биржа, фонд социальных инициатив, куда граждане государства приходят со своими проектами. Модель государства максимально приближена к реальности, только деньги ненастоящие. Взрослые в игре не участвуют, их задача объяснить все на старте, а потом наблюдать.
Турфирмы, созданные подростками, разрабатывают проекты (они обязательно должны быть экологически чистыми): как доставить в заповедник туристов, где поселить, как развлечь, какие экскурсии предложить. Одна из компаний, созданная ребятами, придумала оригинальный ответ на все эти вопросы. Школьники предложили построить плавучий отель, который мог бы привозить туристов в Сихотэ-Алиньский заповедник по Японскому морю. Тот же отель можно использовать и для проживания в заповеднике. Все свои проекты ребята строят из брусьев и веревок. Понятно, что это условная модель возможной будущей постройки. Сооружение принимает министр финансов, банк выделяет кредит на производство. Акции самых ярких проектов растут на бирже. Созданные детьми СМИ освещают все мероприятия. Естественно, как и в жизни, не обходится без конфликтов. Один из участников подал иск на местную радиостанцию о защите деловой репутации. Звездой лагеря в этом году стал Азиз Аширов со своей компанией "Биг Буряшн Босс и Ко". Она создавала проекты для Хакасского, Красноярского и Сочинского заповедников, невероятно разбогатела и поглотила несколько других турфирм. В итоге на Азиза работала почти половина лагеря. "Фактически мы придумываем готовые бизнес-проекты,— делится Азиз.— Затраты на их воплощение мы не подсчитываем, но и это несложно сделать".
На заработанную условную прибыль дети могут купить в конце игры настоящие подарки, к примеру айфоны.
Образовательная игра проводится уже шестой год. И многие идеи ребят были воплощены в жизнь. Например, они изменили жизнь самого знаменитого и самого посещаемого заповедника в Красноярском крае — "Столбы". Здесь дети предложили возить маломобильных туристов на электромобилях. Заповедник купил гольфкар, и теперь некоторые маршруты доступны для пенсионеров и инвалидов. Или другое решение: после появления в заповеднике "Столбы" инфраструктуры для туристов птицы стали разбиваться о большие стекла домиков. Тогда школьники придумали наклеивать на окна изображения хищных птиц. Сами разработали дизайн наклеек. Теперь птицы облетают опасные стекла стороной. Такое есть только в "Столбах". Школьники же выдвинули идею внедрить в заповеднике раздельный сбор мусора и сами создали проект контейнеров. В этом году эти контейнеры установили, и раздельный сбор мусора стартовал. "Экологическая культура туристов повышается",— отмечает директор заповедника "Столбы" Вячеслав Щербаков. Для маленьких гостей подростки придумали и записали "заповедные сказки". Сова, бурундук, белка рассказывают, как вести себя в заповеднике: почему нельзя разводить огонь и мусорить. Эти сказки издали, и в детских садах Красноярска они пользуются большим успехом. Кроме того, подружившись с заповедником, некоторые школьники хотят связать с ним жизнь. Стать биологом, экологом, географом. Реальной "заповедной" сменой тем, кто работает там сейчас.
"Мне 14 лет,— говорит Алина Шульгатова из Черемхово,— я очень хочу вернуться в Байкальский заповедник, где мы были, и поработать волонтером на орнитологической станции. Наблюдать за птицами. Вообще-то я боюсь птиц, но это так интересно — их изучать. Думаю, я смогу побороть свой страх. Жалко, что волонтером в заповеднике можно работать только с 18 лет. Мы обязательно сюда вернемся уже без взрослых, потому что они все-таки нас немножко тормозят".
Большая программа
"Заповедные смены" — это элемент одной большой комплексной программы En+ Group, направленной на воспитание детей, формирование у них экологического сознания, а также на защиту Байкала. Для решения первой задачи были использованы методики "Школы нового поколения", реализуемой уже более 10 лет фондом Олега Дерипаски "Вольное дело" и делающей упор на самоуправление школьников, их самообучение. Эта программа на данный момент объединяет десятки школ по всей России . Приоритеты — развитие творческого потенциала школьников, формирование культуры непрерывного обучения, навыков поиска, отбора и использования новой информации. В "Заповедные смены" попадают дети в основном из этих профильных школ. Еще один элемент программы — крупнейший в стране волонтерский экомарафон "360 минут". Это серия экологических мероприятий по всей стране и за ее пределами, каждое из которых длится 6 часов — 360 минут. Отсюда и название. В 2017 году уже прошло порядка тысячи акций экомарафона, а к концу сезона общее число участников, по оценкам организаторов, должно превысить 100 тысяч человек. Так, например, только 9 сентября на центральном событии экомарафона на Байкале, получившем поддержку со стороны ФЦП "Вода России", участниками акции на 186 точках стали 17 тысяч человек. Вместе они обеспечили сбор и последующую утилизацию более 3670 кубометров мусора.
Защита Байкала этим не ограничивается. En+ Group активно работает с российскими и международными экологическими организациями, среди которых Всемирный фонд дикой природы (WWF), национальный фонд "Страна заповедная", некоммерческие партнерства "Большая байкальская тропа", "Возрождение земли Сибирской" и "Защитим Байкал вместе".