Регионы не идут на поводу интернет-опроса
Поволжье не готово обсуждать слияние субъектов
Власти поволжских регионов не готовы обсуждать возможное объединение с соседями. Опрос о том, с каким из ближайших регионов хотели бы объединиться жители Чувашии, провел портал «Чебоксары24». Скептически к идее укрупнения регионов относятся как в руководстве этой республики, так и в Нижегородской области. В Госсовете Татарстана заявили “Ъ”, что «перекраивание границ без волеизъявления» невозможно, и вопрос об этом сейчас не стоит. Последнее масштабное укрупнение регионов закончилось в 2008 году.
Опрос, согласно которому 54% респондентов хотели бы объединения с Татарстаном, 7,4% — с Нижним Новгородом, 1,2% — с Самарой, а 37% — ни с кем, был проведен в группе «Чебоксары» в соцсети «ВКонтакте». Организатором выступила редакция портала «Чебоксары24», растиражировавшая результаты (портал, который входит в сеть «Города24», также присутствует в Казани, Набережных Челнах, Калиниграде, юрлицо зарегистрировано в Казани). В администрации главы республики, Госсовете Чувашии и в руководстве Общественной палаты региона “Ъ” заявили, что не слышали о проведении опроса. Глава аппарата Общественной палаты республики Татьяна Николаенко сказала, что похожий опрос был «пару лет назад», но не нашел отклика.
Как укрупнялись регионы
На фоне новой волны дискуссии о возможном объединении субъектов РФ “Ъ” напоминает, в каких регионах этот процесс уже завершился.
«Благодаря ленинской национальной политике чувашский народ обрел свою государственность, смог сохранить культуру и язык,— заявил глава фракции КПРФ в Чебоксарском горсобрании Дмитрий Евсеев.— К сожалению, уровень жизни в нашей республике очень низкий. Но люди, которые выступают за объединение с другими регионами, не понимают, что в результате мы не получим рост благосостояния, а станем ненужной новому центру окраиной. Потеря статуса региональной столицы для Чебоксар будет иметь самые негативные последствия. А здесь проживает почти половина населения Чувашии». Коммунист считает, что «опрос можно рассматривать только как своеобразную форму протеста против политики действующей власти». «Для выявления объективной картины, конечно, нужно проводить референдум»,— заявил лидер реготделения ПАРНАС Игорь Малов.
Юрист, член избиркома Чувашии Игорь Михайлов отметил, что «такие опросы часто встречаются на сайтах и в соцсетях неправительственных организаций с националистической тематикой». «Идеи соединения поволжских республик в один субъект звучат постоянно на протяжении нескольких лет,— говорит господин Михайлов.— Такие предложения исходили даже от членов Совета федерации». Речь идет о сенаторе от Брянской области Сергее Калашникове (ЛДПР), который в апреле 2016 года заявил, что требуется укрупнение регионов Центрального федерального округа, а также регионов Поволжья в субъект, «не имеющий национальной окраски». Игорь Михайлов уверен, что «глубоких публичных обсуждений на тему объединения регионов» еще не было.
В Госсовете Татарстана объединение регионов не обсуждается, сообщил “Ъ” глава комитета по госстроительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин. «То, что в соседних регионах жители высказываются за присоединение к Татарстану,— это результат реальных дел, развитие нашей республики»,— говорит он. «Перекраивание границ без волеизъявления, без референдума невозможно»,— добавляет депутат.
Господин Хабибуллин предлагает думать об «экономической кооперации регионов, а не объединении территорий».
Депутат отметил, что в России был период укрупнения регионов, и тогда «это назрело». Напомним, в 2003–2008 годах число субъектов РФ сократилось с 89 до 83 за счет объединения регионов (после вхождения в состав России Крыма и Севастополя — 85).
Вопрос о потенциальном объединении регионов на встрече в Казани со спикером Совета федерации Валентиной Матвиенко депутаты Госсовета Татарстана поднимали в 2013 году. Госпожа Матвиенко высказалась за объединение, но не назвала субъекты, которые, по ее мнению, следовало бы «укрупнить или слить». «83 субъекта для России — это много»,— сказала спикер, заметив, что все они уж слишком разные по своему уровню развития и потенциалу. Она выразила уверенность, что в результате слияния «можно было бы получить инвестиционно привлекательные регионы».
Отдельные попытки изменения границ регионов проходили с трудом. В 2002 году была создана инициативной группы о проведении референдума по отделению Волжска от Марий Эл и присоединению его к Татарстану, но референдум так и не был проведен. В 2015 году жители Вятских Полян выступили с инициативой о выходе своего района из состава Кировской области и присоединении к Татарстану. В соцсети «ВКонтакте» они создали группу «Местный референдум. О вхождении в состав РТ» (см. “Ъ” от 6 февраля 2015 года). Причиной назывались религиозные мотивы: якобы большая часть населения в Вятских Полянах исповедует ислам. Тогда губернатор Кировской области Никита Белых говорил, что «нет никаких оснований даже для официальной регистрации инициативной группы» референдума. Власти Татарстана инициативу не комментировали.
В последние годы появлялись и сторонники расширения границ Нижегородской области. Жители Юрьевецкого района Ивановской области в 2015 году пытались организовать инициативную группу по референдуму о присоединении к соседнему региону. Они считали, что Юрьевец «деградирует», а Нижегородская область — «более сильный» регион, который обеспечит развитие. Подобную инициативу получилось реализовать в 1994 году, когда в состав Нижегородской области вошел Сокольский район Ивановской области. В правительстве Нижегородской области к интернет-опросу отнеслись скептически.