"Пелла" распределила адаптацию
Верфь раскрыла проектные бюро, дорабатывающие иностранные проекты судов
Судостроительный завод "Пелла" подключил к разработке технической документации для рыболовных судов компании "Форсс Марин" и "Петробалт". Первая адаптирует под требования российского регистра проект норвежской компании Cramaco AS для четырех траулеров "Мурмансельди-2". Вторая перерабатывает под строительство краболова для ООО "Антей" проект PL-475, ранее переделанный самой "Пеллой" из шотландского проекта. Хорватский проект под траулеры для ГК ФЭСТ под требования Российского морского регистра судоходства (РС) адаптирует сама "Пелла", имеющая собственное конструкторское бюро.
ОАО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла"" распределило работу по адаптации иностранных проектов рыболовных судов между несколькими проектными бюро. Об этом рассказал "Ъ" в ходе I Международного рыбопромышленного форума главный конструктор верфи Илья Машура.
Адаптация проекта траулера 03095, самого крупного рыболовного заказа завода для "Мурмансельди-2" Юрия Задворного стоимостью €160 млн, доверена петербургскому ООО "Форсс Марин". Выбор компании обусловлен ее многолетним сотрудничеством с норвежскими проектантами: четыре траулера для господина Задворного, заложенные в конце прошлой недели в присутствии заместителя председателя правительства РФ Аркадия Дворковича и главы Росрыболовства Ильи Шестакова, строятся по проекту норвежской компании Cramaco AS. По словам заказчика, сдача первых двух судов запланирована на 2019 год. Корпуса еще двух будут заложены в конце текущего или в начале следующего года, рассказал Юрий Задворный. Все четыре траулера будут строиться на новой площадке "Пеллы" в Ленинградской области. Финансовым партнером проекта выступает Сбербанк, который предоставит "Мурмансельди-2" и кредит, и банковскую гарантию, необходимую при подаче рыболовной компанией заявки на выделение квот в Росрыболовство. По словам Юрия Задворного, банк обеспечит менее 50% финансирования строительства траулеров — большую часть инвестиций составят собственные средства "Мурмансельди-2".
Другой заказ на "Пелле" — два траулера для ГК ФЭСТ за €66 млн — будет построен по хорватскому проекту, адаптацию проведет конструкторское бюро в составе "Пеллы". Переработку проекта краболова для "Антея" выполнит ООО "ПКБ "Петробалт"", соседствующее с Балтийским заводом.
"Пелла", ранее специализировавшаяся на строительстве буксиров для Минобороны, проводит активную диверсификацию портфеля, наполняя его рыболовными заказами. Сегодня в портфеле завода семь рыболовных судов. Размещение заказов на строительство новых судов на российских верфях стало возможным после запуска Росрыболовством механизма перераспределения квот на добычу морских биоресурсов. Механизм предусматривает изъятие у каждой рыболовной компании по 15% долей квот на добычу для последующего их распределения между судовладельцами, построившими новые рыболовные суда на российских верфях. Механизм разработан с целью обновления рыболовного флота и загрузки российских судостроительных заводов. Ранее новые рыболовные суда строились за рубежом: на верфях Хорватии, Турции, Испании, предлагающих более выгодные для заказчиков цены.
В ходе реализации этого механизма выяснилось, что рыболовы, размещая заказы на российских заводах, отдают предпочтение европейским проектам судов, в первую очередь норвежским: северные европейские страны считаются технологическими лидерами рыболовной отрасли. Но для строительства нового рыболовного судна недостаточно приобрести зарубежный проект и предоставить его российскому заводу. Требования Российского морского регистра судоходства отличаются от требований европейских классификационных обществ: документация, достаточная в Европе для технического проекта, в России считается лишь эскизным проектом. По словам проектантов, европейский проект содержит лишь четвертую часть требуемой РС документации. Верфи, получившие заказ, для адаптации проекта к российским требованиям нанимают российские конструкторские бюро, имеющие опыт работы с РС. Распределение проектов между несколькими бюро объясняются большими объемами работ и сжатыми сроками: если заказчик хочет получить судно и причитающиеся квоты в следующем году, то подать заявку в Росрыболовство нужно до начала декабря.
В последние двадцать лет рыболовные суда в России практически не строились, поэтому и проблема адаптации в российском судостроении является относительно новой. Наибольшие проблемы с доработкой иностранного проекта под российский регистр испытывает калининградский "Янтарь". Год назад "Ъ" рассказывал о сложностях, возникших на этапе адаптации проекта норвежской Skipskompetanse для строительства кошельковых траулеров-сейнеров SK-3101R для камчатского Рыболовецкого колхоза имени Ленина (см. "Ъ" от 18.10.2016). По данным "Ъ", сегодня адаптация так и не проведена, несмотря на то, что все три судна заложены и находятся в постройке. Заказчик не сможет работать на судах, если они не пройдут регистрацию РС. Главная опасность заключается в том, что после завершения адаптации проекта уже сформированные суда придется "править в металле", что связано с большими трудозатратами.