Главные события фестиваля Earlymusic

Выбор Сергея Ходнева

1 октября в Петербурге открывается фестиваль Earlymusic. Главный — и, по сути, единственный — российский фестиваль старинной музыки пройдет уже в двадцатый раз. Сергей Ходнев изучил программу фестиваля и выбрал главные события

История Earlymusic — не просто "труды и дни" еще одного музыкального фестиваля, хотя бы и знаменитого, но еще и поучительный рассказ о том, каково в наших краях приходится старинной музыке. И исполнительской практике, и вкусу на нее. Тут нелишне вспомнить, что главная московская институция, воспитывающая музыкантов соответствующего профиля,— консерваторский факультет исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ) — тоже буквально только что справила двадцатилетие (параллель неслучайная, поскольку, помимо концертов, Earlymusic с его лекциями и мастер-классами всегда был еще и образовательным проектом).

Тогда, во второй половине 1990-х, высококлассное ренессансное и барочное музицирование все еще смотрелось заморской диковиной, тайным знанием, приобщиться к которому вот так запросто — исключительный подарок. Сейчас, с одной стороны, мировой аутентизм довольно сильно изменился: уходят отцы-основатели, меняются приоритеты, "старинные" приемы и методы все чаще входят в обычную академическую практику, так что аутентистская "башня из слоновой кости" становится все более проницаемой.

С другой стороны, усилиями в том числе и Earlymusic старинные раритеты наша публика распробовала, оценила, полюбила и даже к ним привыкла как к приятной части регулярной музыкальной жизни. Вон Московская филармония из года в год с аншлагами продает барочные абонементы, а в Большом театре ставят Генделя.

И при всем том парадоксальным образом что московский ФИСИИ с хлеба на квас перебивается, что Earlymusic не богатеет пропорционально возрастанию внутрироссийского спроса на барокко. За последние годы фестивалю не раз приходилось проявлять чудеса изобретательности, чтобы компенсировать более скромное, по сравнению с золотой первоначальной порой, присутствие дорогих западных звезд. Изысканиями интересных артистов второго плана, к примеру, или экскурсами в традиционные музыкальные культуры Дальнего и Ближнего Востока.

В свой двадцатый год Earlymusic, однако, представляет программу отчасти бодрую и парадную, отчасти красиво ностальгическую: в Петербург приедут давние друзья фестиваля, много выступавшие на нем в разные годы (Паоло Пандольфо, Педро Мемельсдорф, Майкл Чанс, Дебора Йорк). В качестве нового имени фестиваль презентует французский барочный квартет Nevermind. А главный проект Earlymusic-2017 — не опера, как бывало неоднократно прежде, а балет.


Балет-аллегория «Союз Ветра и Моря» «Барочный балет Анджолини»

Шведский скрипач и гобоист Юхан Хельмик Руман учился в Англии и одно время даже работал в генделевском оперном оркестре. В 1728-м году русский посол в Стокгольме заказал "шведскому Генделю" музыку для балета в честь коронации Петра II. Сведений об этом балете не сохранилось, но партитура есть. Опираясь на музыкальную логику 40 номеров румановской сюиты и на архивные сведения о балетной практике 1720-х, хореограф Клаус Абромайт сочинил для Earlymusic пышное аллегорическое действо в барочном духе, которое на сцене Эрмитажного театра исполнит основанная фестивалем труппа "Барочный балет Анджолини".

Эрмитажный театр. 1 октября, 19.00


Missa cantilena Педро Мемельсдорф и ансамбль Mala Punica

Фото: Regis d'Audeville

Итальянский ансамбль Mala Punica, которым руководит флейтист Педро Мемельсдорф, славен исполнениями ученой музыки времен Петрарки и Боккаччо — так называемого ars subtilior, "утонченнейшего искусства", музыкального аналога поздней готики с ее деликатностью, витиеватостью, ювелирным тщанием и манерностью. На сей раз их эрудитская программа-монография посвящена так называемым travestimenti — использованию в церковной музыке светских песен, цитаты из которых вплетались в литургические песнопения мессы в качестве эмблем и аллегорий, рассчитанных на внимание аристократичных ценителей из придворной среды Проторенессанса.

Малый зал Санкт-Петербургской филармонии. 6 октября, 19.00


Сумароков и его музыкальный театр «Солисты Екатерины Великой»

Главным событием прошлого Earlymusic стала реконструкция "Цефала и Прокрис" Арайи — первой русскоязычной оперы, либретто для которой написал наш великий классицист Александр Сумароков. Год спустя фестиваль вновь берется доказать, что драматург вовсе не был "слабое дитя чужих уроков". Лекцию Антона Демина о сумароковской поэтике будут сопровождать стихотворения Сумарокова (которые актер Данила Ведерников будет исполнять по правилам барочной декламации), песни елизаветинских времен на его стихи, а также исполнение второго акта "Цефала и Прокрис" в исполнении "Солистов Екатерины Великой" и певиц Елизаветы Свешниковой, Юлии Хотай, Варвары Туровой, Юлии Корпачевой и Жанны Афанасьевой.

Музей-усадьба Г.Р. Державина. 21 октября, 14.00


Многоликий Бах Паоло Пандольфо

Наряду с клавесином и лютней вышедшая из употребления в классическую эпоху виола да гамба стала одним из символов ренессанса старинной музыки в ХХ веке. А написанная для нее музыка XVII-XVIII столетий — соответственно, одним из самых колоритных и важных репертуарных открытий. Блестящий итальянский гамбист Паоло Пандольфо, ученик Жорди Саваля и еще один ветеран Earlymusic, в этот раз, однако, берется за куда более известный репертуар — причем не для виолы предназначенный: это баховские виолончельные сюиты. Это не просто совершенно другой звук, но и совершенно иная степень виртуозности и даже известной исполнительской дерзости, хотя и в высшей степени ученой: ради того, чтобы приспособить виолончельную музыку к возможностям виолы да гамба, Пандольфо обращается с баховским текстом с вольностью соавтора.

Музей-усадьба Г.Р. Державина. 21 октября, 19.00


Англомания

Сочная подборка английской музыки от поздней Елизаветы I до последних Стюартов (Дауленд, Локк, Перселл), да еще в экспертном исполнении,— и так-то подарок для афиши любого профильного фестиваля. Но для Earlymusic в этой программе есть и особая ностальгическая нота. Благодаря стараниям Марка де Мони, продюсера фестиваля в его первое десятилетие, Британский совет опекал Earlymusic буквально с первых его событий (которые, к слову, были посвящены юбилею визита Петра I в Великобританию), а британская музыка и британские музыканты были частыми гостями в Петербурге. Один из участников теперешнего концерта, знаменитый контратенор Майкл Чанс, как раз и был героем Earlymusic-1998. Компанию ему составят тоже коротко знакомые российской публике английские гости: сопрано Дебора Йорк и арфист Эндрю Лоуренс Кинг. А российскую школу будут представлять Назар Кожухарь и его ансамбль The Pocket Symphony.

Государственная академическая капелла. 23 октября, 19.00


Вся лента