«Это была коллективная терапия»
Александр Любимов — о юбилее программы «Взгляд», современном ТВ и его аудитории
30 лет назад, 2 октября 1987 года, на советском телевидении впервые вышла программа "Взгляд". К юбилею один из ее ведущих, Александр Любимов, написал книгу "ВИD на ремесло: как превратить талант в капитал", а "Огонек" поговорил с ним о телевизионном прошлом и настоящем.
Александр Любимов предпочитает существовать в реальности, а не в фантомных реконструкциях прошлого
Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ
— К началу перестройки, в середине 1980-х, в СССР в общем-то были возможны разные способы существования. Были конформисты, были люди, которые существовали уже параллельно системе, как Гребенщиков, чей клип "Этот поезд в огне", кстати, впервые во "Взгляде" был показан... А к какому типу существования относились вы, Листьев, Мукусев, Захаров, Политковский?..
— Это ваша проекция того времени, попытка втиснуть жизнь в какую-то формулу. Но она не соответствует моим представлениям о людях. Мне кажется, когда мы начинаем раскладывать людей на кубики, на квадратики, на матрицы, это приводит нас к каким-то неправильным выводам. Хотя это и свойственно российской интеллигенции — всех распихать по рубрикам с хештегом. Так легче, наверное, но тогда надо понимать: вы людей соотносите с государством. А я — нет. У меня нет такой зависимости от государственного устройства, от политики, от громких имен. Поэтому и тогда, и сейчас я не меряю людей политической линейкой, не распределяю их на типы существования...
— Но вы ведь не можете совсем не зависеть от того, что происходит в стране. Ваше поколение, например, отличалось от поколения шестидесятников...
— Я не понимаю опять же этой классификации. Что значит шестидесятники? Они ведь тоже все были разные. Разбаш и Парфенов делали замечательный документальный фильм в телекомпании "ВИD" — "Дети XX съезда". Там среди прочих героев был Александр Бовин, например, который работал в ЦК, был известным политическим обозревателем советских времен. Или тот же Анатолий Черняев, помощник Горбачева, был ярчайшей личностью и нонконформистом внутри системы... Что касается нас, то мы искали свой путь, конечно, но понимали, что у нас нет возможности реализоваться в тогдашнем обществе. Поэтому мы реализовывались там, где это было возможно, в своей профессии, например. Я в основном работал переводчиком с датского, общался с великими людьми, вроде Астрид Линдгрен или Херлуфа Бидструпа. Хотя, например, переводил и для Громыко, но в основном общался с людьми совершенно иной ментальности. Например, мы спокойно обсуждали Сталина, Ленина с членами компартии Дании. Таким образом я получал информацию, которую на русском языке тогда невозможно было представить. Знание иностранных языков давало возможность расширять пространство свободы. Когда я работал на датском вещании, его не цензурировали, даже КПСС и КГБ были к этому не готовы — слишком мелкий для них вопрос. То есть у меня была определенная свобода. Там мы все и познакомились. Владик Листьев руководил комсомольской организацией Иновещания, а я был его европейский зам. Кстати, внутри комсомола с нашей пробивной способностью и наглостью удавалось делать "малые" дела. Даже повышали зарплаты молодым сотрудникам...
— Прагматичный, трезвый подход.
— Да, подвигом это точно не назовешь. Это, думаю, отличало нас, например, от тех людей, чей человеческий подвиг невероятен: выйти на Красную площадь с коляской, с ребенком, в 1968 году против системы. Мы, конечно, не способны были на такие экзистенциального масштаба поступки. Но за свою свободу мы тоже, как могли, боролись. Мой принцип всегда был такой: если идти на войну, то надо побеждать. А если не уверен, победишь или нет, тогда лучше на нее не идти, потому что потеряешь ресурсы, время, силы. Мне, грубо говоря, всегда нужен джек-пот. Я занимался в свое время публичной политикой. Но если я вижу, что заниматься ею бессмысленно, я буду заниматься чем-то другим.
И вот с этой точки зрения разницу поколений действительно можно фиксировать: мы — люди действия, а шестидесятники, которых вы упомянули,— люди слов, дискуссий. Они, как мне кажется, живут идеалистическими представлениями о человечестве. Даже при том что они очень близкие мне люди. Я вспоминаю, как в Переделкино общался с Булатом Окуджавой, Анатолием Приставкиным — это все невероятно важная для меня часть жизни. Может, это будет раздражать часть ваших читателей, но мы были, в отличие от шестидесятников, поколением прагматиков, даже циников. И то, что мы испытывали по поводу тогдашней системы,— это не боль, а... презрение. Мне все происходящее с моей страной тогда казалось смешным. Но что я мог сделать? Уезжать я не хотел, какие-то возможности у меня были. Тихо сижу, общаюсь с интересными людьми, снимаю фильмы для датского телевидения. Поток связей, отношений, людей, знаний — это все меня тогда вполне удовлетворяло.
Авторы сценария и ведущие молодежной информационно-музыкальной передачи "Взгляд" (слева направо): Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Владислав Листьев. 1988 год
Фото: РИА Новости
— А чего при вашей системе ценностей вы не могли бы сделать ни в коем случае? Ну вот, например, вступить в коммунистическую партию...
— В компартию? Я бы так сказал: если бы меня дожали, я бы вступил. Но не дожимали. Мне говорили: "надо вступать", я все время делал такое лицо — мол, я не готов. То же самое примерно было, когда меня пытались вербовать в КГБ. Это происходило в гостинице "Националь", и я тоже делал из себя такого дохлого мыша: "Да-да, интересно! Конечно! Это так прекрасно!" Они решили, что я идиот, и отстали... Я не говорил, что я их ненавижу и никогда в партию не вступлю, чтобы не портить себе жизнь. Просто я не хотел вступать, в отличие, скажем, от моих мамы и папы, которые всегда говорили, что надо идти в партию, потому что это единственный способ что-то изменить. Потому что партия дает шанс получить рычаги и возможности. Вот карьера Александра Бовина, раз уж мы его вспомнили,— таких людей много было в партии, которые с помощью малых дел, а кто-то даже и не малых, пытались что-то изменить. А в нашей команде Дмитрий Захаров был членом партии, Листьев — тоже. Я не был.
— Вы из семьи разведчика. Считается сейчас, что верность государству в таких семьях передается на генетическом уровне. Как это сочетается с либеральными взглядами вашего отца, например, или вашими?..
— Ну, если так размышлять, это какая-то генная инженерия, как по закону Менделя — если коричневые бобы скрестить с белыми, то рождается один белый и один коричневый... Есть большое количество примеров, когда человек имел совершенно иные взгляды, чем его родители. Свой жизненный путь, свои ошибки, свои поражения и победы. И еще: что такое "семья разведчика"? Семьи-то особо не было, потому что мама с папой развелись, когда мне было 6 лет. Во-вторых, папа был где-то там, за кордоном, а я здесь, жил в обычном интернате, потом учился в средней школе. То есть обычный советский человек, как и остальные. Отличало меня, наверное, только то, что с очень юного возраста у меня была возможность прикоснуться к самиздату. Кажется, это цитата из Победоносцева — ее часто повторял мой папа,— "жандарм в России — самый свободный человек". Работая резидентом нашей разведки, он всегда имел доступ к антисоветской литературе, которая издается на Западе. В случае чего всегда можно сказать: "Я должен знать своего противника в лицо".
— Когда только вышел "Взгляд" на советском телевидении — я тогда был школьником,— его влияние невозможно ни с чем сравнить: это был другой мир, это был космос. Я благодаря "Взгляду", например, решил стать журналистом. Но вы ведь тоже, как мне кажется, не сразу стали такими и освобождались постепенно, вместе со страной, в процессе?
— Да, грубо говоря, это была коллективная терапия. С ошибками, с искренними заблуждениями, будучи обманываемы нашими очаровательными гостями, которые потом пришли к власти и делали совсем не то, на что мы рассчитывали. Естественно, так и было. Но главное... Вы знаете, когда мы готовили эту книгу ("ВИD на ремесло: как превратить талант в капитал" написана в соавторстве с журналистом и сценаристом Камиллом Ахметовым.— "О"), беседовали с нашим любимым тогдашним руководителем Эдуардом Сагалаевым. И он, как мне кажется, очень мудро сказал, что дело даже не в том, что там впервые звучала рок-музыка, или разоблачали Сталина, или показывали людей, которых раньше и представить себе было нельзя...
— ...Сама манера общения, атмосфера свободного разговора? Вообще, сам факт, что так можно вести себя в эфире?
— Сагалаев примерно так и сказал. Даже звук заставки "Взгляда" имел тогда термоядерный эффект. Да и сейчас бы имел, что вполне объяснимо. Когда все привыкли к вот этому — "они погубили своего ребенка, похоронили его, затем она вышла замуж за убийцу, и вот они родили двойню, встречайте в студии!" — или какое-нибудь обсуждение Украины или Сирии странными людьми по приевшимся давно трафаретам... Конечно, на этом фоне "Взгляд" и сейчас выглядел бы шоком. Люди даже могли бы испугаться.
— Но вы же не боялись...
— Ну, добавилось другое. Это же колоссальная ответственность — выходить в эфир на огромную страну. Бывали темы острые, например армяно-азербайджанский конфликт. Тут за каждым словом — буквально — человеческие жизни. Позже Чечня. Ну и так далее. Ты просто привыкаешь к тому, что надо быть осторожнее, мягче в формулировках. И уже не можешь выражаться так, как дома, потому что других людей это может эмоционально задеть. Везде свои нюансы. В этом смысле заметнее была профессиональная эволюция каждого из нас — приходило понимание, что мир многомерен, что нет одной-единственной правды.
— Не обидно ли вам, что свобода прессы, завоеванная, в том числе и вами, таким трудом... что все как-то быстро переменилось?
— Не обидно. Это не моя проблема в конце концов. У меня свободы внутри осталось столько же.
Ведущие "Взгляда" готовятся к встрече гостей на "кухне" своего теледома. 1988 год
Фото: РИА Новости
— А общество?
— Общество тоже стало намного свободнее.
— А нынешнее телевидение?
— Оно сейчас работает в основном для пожилых людей, которым, скажем так, не очень легко в жизни. И оно их устраивает. Вы же не смотрите это телевидение?
— Нет. У меня нет телевизора.
— Ну вот и ответ. Раньше телевидение смотрели все, улицы по пятницам пустели, миллионы зрителей — 90, 100, 150, 200 миллионов... Я не знаю, сколько. Все, кто был не на работе и не в пути, смотрели "Взгляд". А сейчас... Вопрос в том, сколько людей хочет тебя услышать. Получается, что у баттла Оксимирона с Гнойным зрителей больше, чем у Соловьева или Киселева. Вот и все. Демократия. Каждый смотрит свое.
— И чем при этом пришлось пожертвовать?
— Да поймите: телевидение ничем не жертвовало — у людей эту свободу просто отобрали, и все. Во имя других целей. Кстати, вполне даже серьезных. У людей отобрали часть свобод во имя стабильности, так это тогда понималось, чтобы всех успокоить, создать некую работающую систему, решить проблему войны в Чечне... Все цели, кстати, достигнуты. На мой взгляд, пора бы двигаться дальше. Но этого не происходит: технический и временный, как тогда считалось, период как-то укоренился и превратился сегодня в то, что несанкционированная возможность участия в политике становится маловероятной. Впрочем, не только в политике, в каких-то житейских вопросах тоже. Обычных людей власть как-то разучилась спрашивать и перестала с ними советоваться даже по вопросам, которые их непосредственно касаются. Про благоустройство, например. Или про экологию... Естественно, что человек в такой ситуации начинает бунтовать, даже против того, чтобы его переселили в лучший дом. Эта реакция кажется идиотской (ведь объективно же в лучший!), но мне понятна логика: почему все по-прежнему решают за нас — где нам жить, в каких домах? И вот это ощущение — "почему решают за меня?" — оно либо рождает в человеке желание сопротивляться, либо не участвовать во всем этом. Но при этом нельзя не помнить: то, что мы имеем сегодня, было невозможно представить себе в каком-то в 1989 году, когда в обществе царила тотальная ненависть друг к другу и любой ресурс человек использовал, чтобы уесть другого. Ведь как было: у одних колбаса, у других пистолеты, у третьих слово и все борются друг с другом. С этой точки зрения сейчас — другая страна.
— Однако сейчас многие говорят, что боятся высказывать мысли вслух...
— Тогда пусть боятся и дальше. Я не боюсь. А то, что было, как вы говорите, "утрачено", очень быстро восстановится, попомните мое слово. Просто в какой-то момент все поймут, что момент назрел. Вопрос в том, надо ли будет менять в таком случае телевидение, если его смотрят всего 10 процентов населения...
— Если бы у вас завтра была бы возможность все же изменить телевидение, с чего бы вы начали?
— Ну, это надо делать, во-первых, очень осторожно. Во-вторых, нужно разобраться, имеет ли вообще смысл рассматривать его сегодня отдельно от интернета. Может быть, есть смысл подчинить его интернету. Условно говоря, когда Владимир Путин встречается с каким-то губернатором и это показывает программа "Время", в Сети это никому не интересно. А когда он ловит щуку, это обсуждается в Сети, расшаривается... Я не призываю постоянно заниматься постановочными съемками, но если пресс-службу президента поставить в конкурентную ситуацию, чтобы она боролась за внимание аудитории, мне кажется, это может дать какое-то изменение информационной среды. Но тогда надо выстраивать систему жестко: даже президент может стать новостью только тогда, когда эта новость вышла в топ Яндекса. А если не вышла — то извините.
— Представляю, сколько людей с ума сойдут от этих слов...
— Да не надо никому сходить с ума, достаточно просто оглянуться вокруг, чтобы стало очевидно: мы переходим к эпохе горизонтального управления. Кстати, не только мы — весь мир. Посмотрите, во всех странах телевидение стало таким, как наше. Даже хуже: США, Великобритания, континентальная Европа. Везде государство с помощью ТВ пытается бороться за то, чтобы управлять людьми, и везде у него эти полномочия постепенно отбирают технологии. Происходит тотальная... уберизация жизни. И все, и с этим бороться уже невозможно. Отключить интернет невозможно, соответственно нужно считаться с новыми информационными законами, идти в интернет.
— Выходит, теперь задача телевидения — не проиграть интернету, это его главный конкурент?
— Согласно правильному бизнес-администрированию телевидение нужно просто погрузить внутрь культуры интернета, и все будет работать.
— Означает ли это, что интернет и ТВ на каком-то этапе войдут в клинч и телевизор будет отброшен за ненадобностью?
— Ну, пока что одно другому не противоречит. Это как раз и есть конкуренция. Вот, допустим, чтобы выбраться из нашей штаб-квартиры, где мы беседуем, у вас есть на выбор несколько вариантов: можно поехать на шаттле до метро, можно вызвать четыре варианта такси, можно пройтись пешком до ближайшего троллейбуса-автобуса или поехать на электричке... То же самое с информацией. Она может распространяться сегодня как угодно: как потоковое видео, через интернет, через соцсети. Можно с помощью флешек рассылать или рассказывать об этом на площадях, через громкоговорители... Просто эффективность разная. А так, в принципе, это все будет одна и та же информация, только разные каналы доставки.
— Значит, благодаря техническому прогрессу все у нас изменится?
— Если вы опять про свободу, то она внутри нас. А возможность реализации в разных областях разная. В политике, например, сегодня реализоваться трудно, хотя и здесь подвижки есть, вспомните недавние муниципальные выборы в Москве. Энтузиасты считают их знаковыми: прежде у власти был шанс построить демократию сверху, теперь мы наблюдем ее построение снизу... Когда-то Путин победил хаос, неуправляемость, как-то все подсобрал, весь этот конструктор. Но в какой-то момент жесткая система потеряла гибкость, эластичность, закрыла возможность прихода в систему новых людей. Общество закрылось, все выучили специальную систему кодов, паролей, особый язык. И уже очевидно: упущен момент, когда можно было построить демократию сверху (что нормально, кстати, построение демократии всегда и начинали элиты). Сейчас этот процесс, кажется, впервые идет снизу: не демагоги, а вполне рациональные люди, бизнесмены, идут избираться в муниципалитеты — они будут постепенно отбирать себе полномочия, это первый уровень. Следующий уровень — это города, затем — губернии и так далее. Когда более современные открытые люди придут во власть, они все и изменят. Но не с помощью революции, а с помощью легальных инструментов участия в общественной жизни.
— Значит, вы считаете, что система трансформируется сама, начиная с нижнего уровня?
— Опять же я не знаю, что такое система в абстрактном смысле. Я понимаю только конкретные отношения с ней. Например, я пересек сплошную — мне выписали штраф. Так я соотношусь с системой. Когда я руководил каналом РБК, то понимал, что несу ответственность в соответствии с законом о средствах массовой информации. Понятно, что есть масса подковерных отношений, потому что ни одно общество нельзя построить как математическую формулу. Но тем не менее я считаю, что главная задача — жить по правилам и не позволять манипулировать собой с помощью мифологем "система", "власть", "Кремль" — это все абстрактные конструкции. Государство — рыхлая система, там совершенно разные люди. В конце концов те, кто протестует на улице, и те, кто работает во власти, ходят в один и тот же магазин "Азбука вкуса" и покупают там примерно одни и те же продукты...
Фотогалерея
Ведущие, стоявшие у истоков нового телевидения — в фотогалерее “Ъ”
Александр Любимов. Родился 23 июня 1962 года в Лондоне. Окончил факультет международных экономических отношений МГИМО (1984). В 1987 году стал одним из ведущих программы «Взгляд». В 1990 году избран народным депутатом РСФСР. Организовал прямую радиотрансляцию из Белого дома во время путча 1991 года. В ночь с 3 на 4 октября 1993 году, вместе с коллегами по программе «Взгляд» призвал москвичей не выходить на улицы, после чего подвергся жесткой критике со стороны демократов. Первым взял интервью у вернувшегося из эмиграции писателя Александра Солженицына. Работал на телеканалах ОРТ, «Первый канал», «Россия», РБК. Участвовал в проекте Михаила Прохорова «Правое дело». В настоящее время — президент телекомпании «ВИD»
Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин
Александр Политковский. Родился 15 сентября 1953 года в Москве. Окончил журфак МГУ (1979). В 1987 году был приглашен в качестве ведущего программы «Взгляд». «Это было время романтического идиотизма и веры во что-то светлое», — впоследствии вспоминал журналист. Первым из советских журналистов начал пользоваться скрытой камерой. В 1990 году избран народным депутатом РСФСР. В 1997-2016 годах возглавлял ЗАО «Студия Политковского». В настоящее время — преподаватель в институте телевидения и радиовещания «Останкино»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
Дмитрий Захаров. Родился 30 января 1958 года в Москве. Окончил Институт иностранных языков им. Мориса Тореза (1980), истфак МГУ (1986). В 1987 году стал ведущим программы «Взгляд». «“Взгляд” был “скоропортящимся продуктом” и, на мой взгляд, был хорош только в то время, время информационного дефицита», — впоследствии вспоминал журналист. В разные годы работал на телеканалах «Россия», НТВ, радиостанции «Эхо Москвы»
Фото: Коммерсантъ / Наталья Логинова
Владимир Мукусев. Родился 17 мая 1951 года в Ленинграде. По образованию — инженер-конструктор радиоаппаратуры (1973). С 1970-х годов работал на телевидении, участвовал в создании знаменитых телемостов и передач «СССР-США», «Мир и молодежь», «Донахью в Москве», а также выступил режиссером знаменитого телемоста «Ленинград — Бостон», в ходе которого россиянка произнесла фразу: «В СССР секса нет!». В 1987-1991 годах трудился ведущим и выпускающим редактором программы «Взгляд». В 1990 году избран депутатом РСФСР. После работы во «Взгляде» работал на телеканалах REN TV, ТВЦ, радиостанции «Эхо Москвы» и др. В 2016 году — кандидат в депутаты Госдумы от «Яблока»
Фото: Александр Чиженок / Интерпресс / ТАСС
Владислав Листьев. Родился 10 мая 1956 года в Москве. Окончил международное отделение журфака МГУ (1982), по окончании которого работал редактором Гостелерадио. В 1987-1990 годах был одним из ведущих программы «Взгляд». В 1991 году возглавил телекомпанию «ВИD», являлся автором и ведущим передач «Поле чудес», «Тема», «Час пик» и др. В 1994 году был избран вице-президентом Академии российского телевидения, в январе 1995 года — возглавил телеканал «ОРТ» (ныне — «Первый канал»). 1 марта 1995 года был убит неизвестными
Фото: Коммерсантъ / Игорь Флис
Сергей Ломакин (на фото — справа). Родился 10 августа 1952 в Москве. Окончил экономический факультет МГУ. На телевидении с 1977 года, являлся режиссером популярной программы «А ну-ка, девушки!». В 1987-1990 годах работал спецкором, ведущим и руководителем программы «Взгляд». После «Взгляда» работал на «Первом канале», вел программы «Время», «Новости», «Утро» и др. С конца 1990-х годов сотрудничал с НТВ и ТВЦ, руководил каналами «Север-ТВ» и «ТВ Центр-Столица». С 2012 года — директор дирекции регионального вещания и спецпроектов Общественного телевидения России (ОТР)
Фото: Коммерсантъ / Денис Вышинский
Владимир Молчанов. Родился 7 октября 1950 года в Москве. После окончания филфака МГУ (1973) работал в АПН, был собственным корреспондентом в Нидерландах, занимался расследованиями нацистских преступлений. В 1987-1991 годах — ведущий программы «До и после полуночи». В дальнейшем переформатированная версия передачи выходила на других телеканалах. Работал на телеканалах REN-TV, «Ностальгия», «Мир». В настоящее время ведет передачу «Рандеву с дилетантом» на «Радио Орфей», преподает в институте телевидения и радиовещания «Останкино»
Фото: Коммерсантъ / Оксана Капитан
Александр Невзоров. Родился 3 августа 1958 года в Ленинграде. Учился в Московской духовной семинарии. С 1983 года работал на Ленинградском телевидении (ныне — «Пятый канал»). В 1987-1993 годах являлся автором и ведущим аналитической передачи «600 секунд». Осенью 1989 года появился в сюжете программы «Взгляд». В 1989-1990 годах считался сторонником демократической оппозиции и поддерживал Анатолия Собчака, однако с 1991 года подвергал резкой критике демократов, поддерживал противников независимости прибалтийских республик. После закрытия «600 секунд» в 1993 году вел программы «Дикое поле», «Дни» на ОРТ, сотрудничал с рядом журналов, снял серию репортажей о советских и российских солдатах в горячих точках. Был режиссером фильма «Чистилище», в котором одну из главных ролей сыграл Дмитрий Нагиев. В 1993-2007 годах — депутат Госдумы. С мая 2016 года — советник генерального директора «Первого канала»
Фото: Лидия Невзорова
Светлана Сорокина. Родилась 15 января 1957 года в Пушкине Ленинградской области. По специальности — инженер-озеленитель (1979). В 1985 году поступила в студию дикторов при Ленинградском телевидении, где начала карьеру журналиста. В 1988-1990 годах — ведущая программы «600 секунд», но в определенный момент рассорилась с основателем «600 секунд» Александром Невзоровым по политическим причинам. В 1990 году переехала в Москву, вела программу «Вести», работала на телеканалах НТВ, ТВ-6, ТВС, «Первый канал», Россия-1, «Пятый канал», «Дождь». Во время конфликта вокруг телекомпании НТВ в прямом эфире попросила Владимира Путина о встрече с представителями телекомпании, встреча в итоге состоялась. Преподает в НИУ ВШЭ, ведет программу «В круге света» («Эхо Москвы»)
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Сергей Гуляев. Родился 23 января 1962 года в Гомельской области (Белорусская ССР). Окончил факультет военной журналистики Львовского высшего военно-политического училища (1983). В 1980-е годы служил в Афганистане, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1992-1993 годах работал комментатором, редактором и телеведущим программы «600 секунд». После закрытия программы работал главным редактором независимых и региональных телеканалов, спецкором ТАСС, в том числе в горячих точках. В 2002 году был избран депутатом Заксобрания Санкт-Петербурга. Пытался создать вместе с Алексеем Навальным движение «Народ». В настоящее время — главный редактор газеты «Час пик SPb», участник оппозиционных митингов и движений
Фото: Коммерсантъ / Михаил Разуваев
Бэлла Куркова (на фото справа). Родилась 26 декабря 1935 года в Брянске. Окончила журфак Ленинградского госуниверситета (1959). С 1968 года работает на Ленинградском телевидении, прошла путь от редактора до директора. В марте 1993 года по распоряжению Курковой в эфир не вышла программа «600 секунд» с критикой Бориса Ельцина, а в октябре 1993 года, незадолго до штурма Белого дома, приняла решение об окончательном закрытии программы. В настоящее время — заместитель главного редактора по Санкт-Петербургу на телеканале «Культура»
Фото: Вдовин Сергей / PhotoXpress
Николай Сванидзе. Родился 2 апреля 1955 года в Москве. Окончил истфак МГУ (1977), работал в Институте США и Канады РАН. С 1991 года начал работу на телевидении. В 1996-2007 годах — ведущий программы «Зеркало» на телеканале РТР (затем — «Россия»). В 1997-1998 годах возглавлял ВГТРК. В разные годы работал на «Радио России», «Пятом канале». Сыграл роль в мини-сериале «Жена Сталина» (2006). С 2005 по 2014 год член Общественной палаты. Профессор, завкафедрой журналистики Института массмедиа РГГУ, ведущий на радио «Комсомольская правда»
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Эдуард Сагалаев. Родился 3 октября 1946 года в Самарканде (Узбекская ССР). Окончил филфак Самаркандского университета (1967). В 1967-1973 годах работал на телевидении в Самарканде и Ташкенте. В 1975 году был назначен заместителем главного редактора программ для молодежи Центрального телевидения СССР, на котором проработал до 1991 года. Согласно апокрифам именно ему принадлежит идея программы «Взгляд». В 1991-1992 годах — директор телерадиовещательной компании «Останкино». В 1992-2001 годах (с перерывом) — президент Московской независимой вещательной корпорации. В 2001 году учредил Фонд развития телерадиовещания, электронных СМИ и интернет технологий «Фонд Эдуарда Сагалаева». С 2009 года — художественный руководитель телеканала «Психология 21», ведущий программы
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов
Татьяна Миткова. Родилась 13 сентября 1957 года в Москве. Окончила журфак МГУ (1982). В 1990-1991 годы — ведущая информационных выпусков. В январе 1991 года за отказ читать в эфире официальное сообщение о событиях в Вильнюсе, была уволена, но уже в августе вернулась на телевидение. В 1993 году перешла на НТВ, вела программу «Сегодня». Во время конфликта вокруг НТВ вызывалась на допрос в Генпрокуратуру, провожать ее пошли практически все ведущие телекомпании. По итогам этой демонстрации состоялась встреча коллектива НТВ с Владимиром Путиным. После того как телеканал перешел под контроль «Газпрома» в 2001 году была избрана главным редактором, с 2004 года по настоящее время — замгендиректора по информационному вещанию телеканала НТВ
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Евгений Киселев (на фото — справа). Родился 15 июня 1956 года. Окончил историко-филологический факультет Института стран Азии и Африки при МГУ (1979). В 1979-1981 годах служил в Афганистане. В 1984 году начал работать на Гостелерадио, с 1987 года — на Центральном телевидении. Один из основателей и ведущий информационной программы «Вести». В разные годы работал на телеканале НТВ, был бессменным ведущим программы «Итоги», в 2000-2001 году был генеральным директором телекомпании НТВ, с 2001-2002 – телекомпании ТВ-6. С 2002 по 2003 — главный редактор телекомпании ТВС. Работал на радио «Эхо Москвы», на украинских телеканалах «Интер» и «NewsOne». Сейчас работает на телеканале «Прямой» (Украина)
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Сергей Шолохов. Родился 27 сентября 1958 года в Ленинграде. Окончил филфак СПбГУ. В 1987 году начал работать редактором отдела кино на Ленинградском телевидении. В 1988 году стал ведущим программы «Пятое колесо», в одном из эфиров в 1991 году предоставил вместе с Сергеем Курехиным «доказательства» того, что Владимир Ленин являлся грибом. В том же году стал выпускать программу «Тихий дом», которая освещает кинофестивали
Фото: Юрий Белинский / ТАСС