Без пяти минут столичный аэропорт
Антимонопольная служба предписала управляющей компании Пулково увеличить время бесплатной стоянки около терминала
Санкт-Петербургское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) обвинило ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, управляет аэропортом Пулково) в нарушении антимонопольного законодательства и предписала до 1 ноября организовать движение в привокзальной зоне Пулково, увеличив время бесплатной парковки с 10 до 15 минут, взяв пример с аэропортов Московского авиаузла. В ВВСС отмечают, что готовы искать решения, которые удовлетворят как антимонопольный орган, так и пассажиров Пулково. Но при этом добавляют, что у московских хабов и петербургского аэропорта разная длина маршрута к терминалу, а потому применять московский опыт в данном случае неверно.
Многочисленные жалобы от водителей стали поступать в УФАС после того, как ВВСС с 1 июня из-за существенного роста пассажиропотока в аэропорту и во избежание заторов и длительной стоянки ввела заградительный тариф на привокзальной территории Пулково (так называемая зона kiss and fly). За нахождение автомобиля около зоны вылета и прилета более 10 минут (хотя ранее это время исчислялось 15 минутами) водитель вынужден был платить 1000 рублей. Но с 1 сентября ВВСС скорректировала тариф: теперь с 11-й по 30-ю минуту автовладельцы должны платить 700 рублей, а с 31-й минуты и далее сумма платежа составляет 700 рублей за каждые 30 минут. Как отмечают в УФАС, заявители были недовольны тем, что бесплатное время, во-первых, ограничено 10 минутами, за которые невозможно подъехать и произвести посадку или высадку пассажиров. А во-вторых, ни в зоне прибытия, ни у выездных шлагбаумов нет отдельных площадок, "карманов" для остановки, поэтому автомобилисты вынуждены останавливаться на проезжей части и мешать всему потоку движения.
Генеральный директор НП "Объединение пассажирских перевозчиков "Петербургское такси"" Александр Холодов, написавший жалобу в УФАС в отношении действий ВВСС, считает противоречивой саму логику начисления штрафа не уложившимся в 10 минут таксистам. "ВВСС штрафует таксистов, но это не государственный орган. Это коммерческое предприятие, которое обязано обеспечить удобство пользователям парковки. В 90% люди платят штраф из-за того, что движение на территории бесплатной парковки организовано плохо. Получается, компания сама плохо организует движение на своей территории и сама же зарабатывает на этом деньги",— прокомментировал господин Холодов. По его словам, единственный шанс воспользоваться услугами аэропорта бесплатно — уложиться в 10 минут. "Бывает, что таксист, получивший 500 рублей за перевозку к аэропорту, тут же платит 700 рублей за то, что пассажир долго выгружался из такси. Бывает, что на территории парковки возникает пробка, из-за которой все ее участники вынуждены выплачивать штраф. В этом случае получается не мера стимулирования, а мера незаконного сбора денег",— считает гендиректор объединения "Петербургское такси".
При этом в московских аэропортах Шереметьево и Домодедово время бесплатного пребывания на аэровокзальной площади для посадки и высадки пассажиров составляет 15 минут, а штраф за превышение указанного времени — 700 рублей, отмечают заявители. "По соглашению ВВСС, правительства Петербурга и АО "Аэропорт Пулково", количество, ширина и размещение полос движения должно соответствовать потребностям пассажиропотока в аэропорту. При этом пропускная способность аэропорта — 35 млн человек в год. Таким образом, ВВСС выполняет свои обязательства за счет ухудшения обслуживания пассажиров. В таких действиях ВВСС содержатся признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 закона "О защите конкуренции",— констатируют в пресс-службе петербургского УФАС. В связи с этим до 1 ноября предписала Пулково организовать движение, которое обеспечивает условия временного пребывания автомобилей для посадки-высадки пассажиров, в том числе в зоне kiss and fly, "сравнимые с условиями в аэропортах Московского авиаузла".
Директор по взаимодействию с органами власти и связям с общественностью ВВСС Денис Павшинский отметил, что управляющая компания в настоящее время рассматривает предписание УФАС и "будет искать те решения, которые удовлетворят как антимонопольный орган, так и пассажиров и гостей аэропорта Пулково". При этом господин Павшинский добавил, что улучшение правил стоянки в зоне Пулково — это комплекс мероприятий. "Московские аэропорты могут быть индикатором в этом вопросе, но никак не образцом для подражания, тем более что Пулково отличается своей конфигурацией от Домодедово и Шереметьево. Элементарно — у них разная длина маршрута к терминалу. Унифицировать московский опыт в данном случае неверно",— заключил он.
Ранее в Смольном предлагали решить трудности с парковкой около аэропорта Пулково, увеличив число платных стоянок, а также штрафуя тех, кто оставляет свои автомобили вдоль дороги на подъезде к терминалу (см. "Ъ" от 7.09.2017). Эксперты отмечали, что актуальнее изменить организацию существующего парковочного пространства около аэропорта, а также ввести адекватные тарифы.